ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

378 как глава семьи был обязан нести груз ответственности за семью, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься ру- коделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. "Воспиты- вай дитя в запретах", "любя сына, увеличивай ему раны" – как основа детско-родительских отношений того времени. Главные обязанности детей – абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости. К семейным удовольствиям относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, скверносло- вие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страш- ным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения – основ- ная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное бла- гополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира – для себя и для людей. В романе Толстой рассказывает о разных семьях– это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, ду- шевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки "материального фундамента". А в эпило- ге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи – Пьер и Наташа, Николай и Марья, по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах. 2. Погружение в проблему Часто говорят, что «Война и мир» – это философский роман. Что это значит? Дело не только в том, что Толстой создает свою собствен- ную концепцию истории человечества и что роман содержит немало философских отступлений. Лев Толстой воспринимает окружающий мир не только как ху- дожник, но и как философ, и не удивительно поэтому, что любое явле- ние, любое чувство, любое проявление человеческой деятельности предстает перед ним в двух формах – в искренней, подлинной и фаль- шивой, поддельной. Взгляд писателя, безусловно, зорче и глубже, чем у каждого из нас, и внимательный читатель романа учится отличать истину от фальши, правду от лжи, в чем бы они не проявлялись. Вопросы и задания: 1. Как Толстой показывает читателю истинную и ложную красо- ту? Приведите примеры персонажей, красивых и внешне и внутренне;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=