ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

349 ность поделиться, поговорить о том, что они узнали, выплеснуть поток эмоций друг другу, и он предоставлял им эту уникальную возмож- ность. Так, во время писания ребятам разрешалось вставать, чтобы смотреть в тетради друг друга, показывать написанное товарищам или учителю. После устного рассказа учителя все поднимались с места, часть детей (более слабеньких) оставались возле учителя. Перекрики- вая один другого, они старались пересказать все, что удержалось в памяти. Другие, более сильные ученики, сами объединялись в груп- пы, равные по силам (2 – 3 – 4 человека) и рассказывали, поощряя, поправляя один другого. Если в процессе общения кто-то понимал, что товарищ ему не по силам, он отсылал его к другому ученику. Во время чтения старшие укладывались на большом столе звездой – головами вместе, ногами врозь – один читал, а затем все друг другу пересказы- вали. Младшие усаживались по двое за книжку, читали по очереди и объясняли друг другу, получая при этом огромное удовольствие. Из приведенного описания четко просматривается используемая Л. Н. Толстым групповая деятельность при обучении, причем та, кото- рую дети выбирали самостоятельно, на интуитивном, непроизвольном уровне. Часто старшие и наиболее успевающие ученики школы при- влекались в качестве помощников учителей для обучения начинающих или отстающих детей. Есть все основания предполагать, что эта идея заимствована Л. Н. Толстым из практики работы западноевропейских школ, в частности, у английских педагогов 18-го века Белля и Ланка- стера, ярых сторонников массового общественного обучения. Весь коллектив учителей и учеников Яснополянской школы ра- ботал в атмосфере поиска, большого подъема сил, стремился по- новому учить и учиться, именно поэтому эта школа добивалась пре- красных результатов. За три месяца дети приобретали умение бойко читать, знали элементарную грамматику, счет, основы истории, гео- графии и других не менее важных наук. Описанная работа учит детей выражать непроизвольное, естест- венное движение мысли и чувств, развивает такие человеческие каче- ства, как взаимопонимание, доброту, сочувствие, желание оказать по- мощь товарищу и другие подобные этим добродетели. Л. Н. Толстой писал: «Есть в школе что-то, не подчиняющееся руководству учителя, – это дух школы. Этот дух есть что-то быстро сообщающееся от одного ученика другому, сообщающееся даже учителю, что-то весьма драго- ценнейшее». В современных условиях, в условиях расслоения населения по уровню материальной обеспеченности, в условиях процветания жесто-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=