ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

348 ривать и как духовность. Учителя не должны грубо вмешиваться в ду- ховный мир ребенка, в школе должна царить атмосфера естественно складывающихся деловых отношений между учителем и учениками, что указывает на претворение идеи сотворчества. Задача учителей, в понимании Л. Н. Толстого – оберегать гармонию, которой человек обладает с рождения. Функция школы – свободное обучение. Он счи- тал, что необходимо предоставить ребенку максимальную свободу, покончить с традиционным стилем принуждения и наказания, но при всем этом нужно суметь заинтересовать его. Только тот способ препо- давания верен, которым довольны ученики. Через всю его педагогическую деятельность он проводил идею о свободном обучении, поддерживал любое желание обучающихся, отрицательно относился к вмешательству в их личные стремления. Изучение им опыта работы зарубежных школ (compulsory schools), убедило его в том, что обучение в такой форме (обязательной) – это зло. Ученики должны приходить учиться по своему собственному же- ланию, если обучение хорошее, то оно должно стать такой же необхо- димостью, что и воздух которым они дышат. В Яснополянской школе домашние задания не задавались. Уче- ник шел в школу, неся «только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же как вче- ра». Выговоров ученикам за опоздание не делали, да они почти нико- гда и не опаздывали. Естественно, что в такой школе ученики не знали страха перед учителями. Традиционные уроки заменялись увлекатель- ными художественными рассказами учителя, индивидуальными и со- вместными творческими сочинениями учеников, оживленными бесе- дами. В школе царил «свободный беспорядок». Расписание часто не соблюдалось. Последовательность и программу обучения согласовы- вали с детьми. Составленный недельный план мог корректироваться по желанию учеников. Свобода в школе Толстого прослеживалась во всем даже в раз- мещении детей на уроке. Когда учитель приходил в класс, дети обсту- пали его у доски или располагались на лавках, кому как удобно, сидя, лежа, а иногда рассаживались вокруг учителя и на столе. Идеальную школу Толстой представлял себе как свободное со- дружество, где один сообщает знания, а другие свободно воспринима- ют их. Организация работы предусматривала тесный контакт не толь- ко учителя с учениками, но и учеников друг с другом. Л. Н. Толстой хорошо понимал душу ребенка, проникал в самые ее глубины, видел, как после услышанного, прочувствованного у детей возникает потреб-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=