ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

347 его собственную позицию. «Идея экспериментальной педагогики взволновала меня!» После изучения работ М. Монтеня Толстой делает вывод: «В образовании главные вещи – это равенство и свобода». Достаточно много времени Толстой общался с Джулиусом Фре- белем (племянником Фридриха Фребеля, известного реформатора в области образования и основателя системы детских садов), после чего Д. Фребель резюмирует: «Прогресс в образовании в России дол- жен стать результатом работы народных школ, которые в отличие от школ в Германии, еще не испорчены фальшивым образованием». Вернувшись в Россию весной 1861 года, он построил трехком- натную школу-дом, и с несколькими учителями, которые помогали ему в его преподавательской деятельности, он проработал следующие 1,5 года, претворяя в жизнь свои теоретические и практические наход- ки по проблемам образования, которые он позже описал в 12 статьях и серии записок, опубликованных в журнале в период с февраля 1862 года по март 1863 года. Много было сделано, но Толстой, конечно же, свои идеи, мы с- ли, находки основывал на ограниченном опыте своей маленькой школы и на небольшом количестве обучаемых. На двери школы он написал «Входи и оставайся свободным». Это подтверждает тот факт, что сама атмосфера школы убеждала детей, что обучение это любимое и веселое дело. Школа представляла собой своеобразную педагогическую лабо- раторию, организованную для творческих поисков новых путей обуче- ния детей. Л. Н. Толстой решил по-новому воспитывать и обучать детей. Практику ее работы положительно оценили видные деятели того време- ни: писатель Н. Г. Чернышевский, председатель Петербургского коми- тета грамотности С. Лошкарев, преподаватель Тульской гимназииЕ. Мар- ков, бывший ученик школы и в последствии учитель П.В. Морозов. Л. Н. Толстой организовал школу на основах любви к детям, ве- ры в их творческие способности, отсутствия давления на личность ре- бенка. Занятия строились так, чтобы учение стало для детей радост- ным и желанным, пробуждало любознательность, самостоятельность мышления и глубину чувств. Одним из основополагающих принципов организации обучения в этой школе был принцип учета особенностей ребенка и его интересов, а так же принцип «свободного воспитания». Убежденный в совершенстве детской природы он утверждал, что вос- питание, есть, прежде всего, саморазвитие. Саморазвитие и самореали- зацию свободного человека в высшем ее проявлении можно рассмат-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=