ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

346 В тот период такого понятия, как «свободное воспитание» для кре- стьянских детей в России не существовало. Обучением детей, конечно же, занимались: но это был либо священник, либо отставной солдат. Очень часто применялись насильственные методы: наказание, примене- ние физической силы, муштра, зубрежка, и поэтому результаты были незначительные. Толстого такой подход очень сильно волновал, и он решил изменить ситуацию, использовать обучение, в основе которого было бы только положительное отношение к обучаемым, педагогиче- ские методы, основанные на понимании того, что нужно делать сначала, и что делать потом. Он понимал существующую реальность своего вре- мени, когда только один процент населения был грамотным. В качестве определенного выхода из создавшегося положения он предложил создание Общества национального образования, в обязан- ности которого входило бы создание народных школ там, где это было необходимо, организацию курсов обучения для желающих, подготовку учителей, обучение их методам преподавания и воспитания, выпуск журнала, где бы публиковались статьи, связанные с педагогическими задачами и идеями. Изначально, он не получил официального одобре- ния своей программы, но из его произведений того периода очевидно, что он уже начал обдумывать свой собственный курс обучения. В ра- боте «О проблемах педагогики» он отмечал, что для каждого сущест- вующего условия развития есть педагогическая целесообразность, и обнаружить ее является задачей педагогики. Осознавая тот факт, что Россия того периода находилась под влиянием Западной Европы, в 1860 году он уезжает за границу, чтобы изучить их систему образования. Посетил Германию, Францию, Анг- лию, общался с учителями, ведущими теоретиками в области образо- вания этих стран, собрал достаточно большое количество разных учебных пособий, прочитал многочисленные научные трактаты по волнующим его проблемам. Но посещение школ этих стран оказали противоречивое понимание того, что он читал и то, что он увидел. Позже он озвучил мысли, которые очень сильно беспокоили его: «Ужасно! Кругом зубрежка, обучение без понимания, избиение де- тей!» Посещая школы в Марселе, был поражен «безжизненными» ме- тодами преподавания, но общение с учениками, их родителями пока- зало, насколько они оказались грамотными, свободомыслящими, хорошо информированными: «Все, что я увидел хорошего в людях, это не благодаря школе, а благодаря жизни». Толстой проанализировал все увиденное, услышанное, идеи, вы- сказанные педагогами разных стран, и оказавшие большое влияние на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=