ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
345 В периоды формирования страны, ее граждане, как правило, ис- пытывают глубокий стресс. У людей срабатывает инстинкт самосо- хранения, они становятся тверже, жестче и даже ожесточеннее по от- ношению друг другу. В моду входят преднамеренный обман, голый расчет, разнузданность, извращение и опошление святынь. В этих ус- ловиях у детей появляется чувство страха, незащищенности, а защит- ные реакции выливаются в агрессивность и неуправляемость. Именно поэтому проблема духовности всплывает на самую поверхность, по- степенно принимая все более острые формы. Выход российского об- щества из затянувшегося кризиса ученые разных направлений видят в возрождении духовности. Большое внимание духовному развитию человека в разное время уделяли многие видные деятели русской науки, в их числе Д. И. Мен- делеев, К. Д. Ушинский, А. М. Кузин, А. А. Гусейнов, И. С. Кон, Н. А. Бер- дяев, П. И. Ковалевский, И. А. Ильин, В. Я. Стоюнин. На наш взгляд, духовная жизнь человека чрезвычайно тонкая структура, близкая к воспитанию. Ведь воспитание это формирование личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство, что возможно лишь посредством духовного питания, «кормления» произведениями культуры и искусства, обога- щения знаниями и, тем самым, воплощение в маленького человека всего, что существует доброго и чистого на земле: любви, сострадания, честности, справедливости, терпимости и милосердия. Духовность – это способность человека осознать свою причастность к живой и неживой природе, ощутить гармонию и единство с миром, про- никнуться своей свободой и ответственностью за существование на Зем- ле. Составляющие данного понятия есть мораль, нравственность, право- вые нормы и, в то же время, свобода, выбор, ответственность. Духовность личности предполагает возможность выхода за переделы собственного «я», способность думать не только о себе, о своих потребностях, но и о других людях, об обществе, о мире, о благе каждого человека. Исключительное внимание в возрождении духовности принадле- жит истории. Она помогает подрастающему поколению найти свои корни, свое духовное историческое прошлое и вернуться к своим бла- годатным истокам. Весомый вклад в развитие духовности внес Л. Н. Толстой. Он проповедовал духовное развитие не только в своих литературных и философских изысканиях, но и стремился всячески претворять идеи духовности в жизнь. Так, широкую известность получила его Яснопо- лянская школа, открытая в 1859 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=