ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

338 Нередко действие в художественном мире чеховской драматур- гии сопровождается звуками свирели, гармоники, скрипки, гитары, фортепьяно, которые служат средством психологической характери- стики героев. Например, в конце первого действия комедии «Вишне- вый сад» Чехов замечает: « Далеко за садом пастух играет на свирели. Трофимов идет через сцену и, увидев Варю и Аню, останавливается . <…> Трофимов (в умилении) . Солнышко мое! Весна моя!» [Чехов, 1986, 639-640]. Высокий, чистый и нежный звук свирели является здесь отражением нежных чувств, испытываемых персонажем. Звук гармоники в драме «Иванов», напротив, становится символом одино- чества героини: « Пауза; слышны далекие звуки гармоники . Анна Пет- ровна . Какая скука!.. Вон кучера и кухарки задают себе бал, а я... я – как брошенная...» [Чехов, 1986, 386]. Интересен и символ скрипки, на которой играет Андрей Прозоров, персонаж драмы «Три сестры». С одной стороны, его умение играть – признак образованности. В на- чале пьесы сестры гордятся им: « За сценой игра на скрипке . Маша. Это Андрей играет, наш брат. Ирина. Он у нас ученый. Должно быть, будет профессором. Папа был военным, а его сын избрал ученую карь- еру» [Чехов, 1986, 578]. С другой стороны, для самого Андрея скрипка – это способ бегства от окружающей действительности, от проблем. Да- же начавшийся пожар не трогает его: « Ирина . <…> И вот все побежа- ли на пожар, а он сидит у себя в комнате и никакого внимания. Только на скрипке играет» [Чехов, 1986, 608]. К концу пьесы скрипка начина- ет звучать все чаще, а значит, Андрей все больше замыкается в своем мире. Действие в пьесе «Дядя Ваня» сопровождается звуками гитары, которая присутствует уже в первом действии во вводной ре- марке: «…на одной из скамей лежит гитара» [Чехов, 1986, 529]. На этом музыкальном инструменте постоянно наигрывает «обедневший помещик» Илья Ильич Телегин, и последний монолог Сони «Что же делать, надо жить!» сопровождается звуками гитары: «Телегин входит на цыпочках, садится у двери и тихо настраивает гитару»; «Телегин тихо играет на гитаре»; «Телегин тихо наигрывает. Соня. Мы от- дохнем!» [Чехов, 1986, 569]. Звук фортепьяно приобретает символиче- ское значение в пьесе «Чайка», объясняет внутреннее состояние Треп- лева, Полины Андреевны, Маши: «Через две комнаты играют меланхолический вальс. Полина Андреевна. Костя играет. Значит, тоскует» [Чехов, 1986, 517]; «за сценой играют меланхолический вальс» [Чехов, 1986, 522]. Неслучайно во время игры Маша «делает бесшумно два-три тура вальса» [Чехов, 1986, 517]. Объединяя всех

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=