ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

335 выразительностью, вычленение основных деталей в тексте явились своеобразной подготовкой к выполнению задания развернуть деталь в словесный портрет героев Жилина и Костылина Рисуя портрет школьники должны были передать внутрений мир героев и их внутреннее состояние. Положительное отношение к герою дает возможность предложить множество вариантов портретов Жили- на, однако словесный портрет Костылина носил свернутый характер. Ученики с неприязнью отметили его полноту и грузность. «Лицо у него потное и светлые ничего не выражающие глаза.» Воображение школьников помогло дифференцировать характеры героев и их психо- логическое состояние. Художественная манера Толстого, связь между картинами при- роды и состоянием героев на страницах рассказа, становится особенно понятной в последней главе, в сцене побега Жилина из плена, т. к. вни- мание к пейзажу необходимо для правильного осмысления произведе- ния и по-настоящему важно для открытия глубины авторских мыслей на страницах художественного произведения. Кроме того, чтобы дети увидели героя в самый ответственный для него момент, учениками было предложено задание – воссоздать по авторскому описанию пей- заж заключительной главы. Однако воссоздание картины природы толстовского текста у учащихся не получилось, т.к. динамизм пейзажа, отсутствие описательности, движение пейзажа и движение героя – ха- рактерные особенности творческой манеры Толстого. Своеобразным синтезом творческой работы явился прием киносценария, который помог наиболее точно выразить особенности авторской манеры. Выде- лив в тексте эпизод побега Жилина из плена, ученики должны были проследить путь героя, отмечая в тексте слова-детали, обозначающие путь Жилина и одновременно движение пейзажа. 1. Пошел по дороге, Месяц встает. 2. Перешел речку. Побелел свет за горой. 3. Пошел лощиной, идет сам поглядывает. 4. Уже зарево посветлело и ползет под гору тень, все к нему при- ближается, все светлее и светлее становится. А месяц еще скорее вы- бирается. 5. Выбрался месяц, бело, светло как днем. 6. Уже стал месяц бледнеть, роса пала Близко к свету. 7. Совсем светло стало. Ученики отмечают, автор использует глаголы, передающие ди- намизм описания этой сцены «совсем светло стало» и определяют ос- новной лейтмотив эпизода.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=