ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

334 щью отдельных деталей, которые обеспечивают простор читател ь- скому воображению. Для того чтобы верно развернуть деталь в словесный портрет, необходимо выявить психологию героев, постигнуть их душевные состояния и определить авторское отношение к ним, так как именно в способности развернуть деталь в словесную картину должно выр а- зиться читательское умение продолжить это авторское отношение. Материал к словесным портретам ученики должны были выбрать самостоятельно из общего повествования. Работа над созданием сл о- весных портретов предварялась следующими заданиями и упражн е- ниями по тексту. 1) О чем разговаривают Жилин и Костылин, когда едут степью? 2) Каким увидел татарский аул Жилин и каким Костылин? 3) Восстановить содержание эпизода «торга» в сакле у татар в подробном устном пересказе. Работа на творческое домысливание текста и словесное рисова- ние одной и той же картины углубляет понимание характера того и другого героя и поможет ученикам индивидуализировать их. Выясняя связь эпизода с общей концепцией рассказа. вырази- тельно прочитывая диалоги персонажей еще раз обратим внимание школьников на характерные для Толстого способы реализации идей- ного смысла данного эпизода контрастность поведения героев. Кроме того, в анализе эпизода постараемся зафиксировать в тексте те момен- ты, когда автор дает возможность читателю для сотворчества. Результатом проведенной работы явилось письменное задание на творческое домысливание текста – «Написать от лица Жилина и Кос- тылина письмо домой». Это задание направляет учащихся на обобще- ние своих впечатлений, на работу по выявлению понимания своего и авторского отношения к героям рассказа, на умение сопоставить свое отношение с авторской позицией. Анализ работ школьников показал стремление объяснить текст рассказа событийной стороной изложе- ния, ученики подробно пересказывают, как герои попали в плен, как это произошло. В другой группе ответов мы наблюдаем только стрем- ление изложить просьбу о присылке денег, без объяснения случая. Анализ ученических работ по созданию словесных портретов героев показал, показал, что более всего удался словесный портрет Жилина, чему немало способствовало положительное отношение к герою, по- нимание его внутреннего мира. Уже на первых порах работы над тек- стом ученики смогли верно осмыслить поведение героев и их внутрен- ние качества. Анализ поступков героев согласующийся с их внешней

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=