ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

333 Толстой, Л. Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы [Текст] / Л. Н. Толстой // Педагогические сочинения: Сб.; Сост. Н. В. Вейк- шан (Кудрявая). – М.: Педагогика, 1989. – С. 134–201. РАССКАЗ Л. Н. ТОЛСТОГО «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ Л. И. Коновалова Санкт-Петербург, Россия Ключевые слова: восприятие, читательское воображение, творческие приемы, деталь. Аннотация. В статье рассматриваются творческие приемы анализа рассказа Л. Н. Толстого и приемы развития читательского воображения – устное словесное рисование, работа над деталью, киносценарий. Данные приемы помогают учащимся понять особенности авторского мастерства и стиля текста. Изучение и анализ рассказа-были Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» в школе определялся концепцией программы и учебников по литературе, а также логикой уроков. Мы избрали основой работы над текстом работу над авторской деталью. Именно детали толстовского текста являются стимулами читательского творчества. Они рассчитаны на работу читательского воображения, возбуждают, направляют и вос- питывают его. Опираясь на особенности художественного текста, в качестве наиболее целесообразных форм работы по выявлению дета- лей в тексте и работе с ними мы избрали устного словесное рисование и предлагаем следующие его формы в данном творческом приеме. 1) развернуть ключевую деталь текста в словесную картину» 2) собрать детали в тексте, объединив их в словесном портрете или в жанровой сцене. Сюжет толстовского рассказа настолько динамичен, что возни- кает опасение в действенном использовании только устного словес- ного рисования, хотя словесное рисование портретов героев вполне возможно. Анализ рассказа, обращение к деталям, характеризующим персонажей, позволили сделать вывод, что развернутого портрета своих героев Л. Н. Толстой нигде не дает, рисуя внешность с помо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=