ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

332 В подтверждение основания – «Самостоятельность ребенка – это качество, свойственное ему от рождения. Правильное воспитание предполагает совершенствование этого качества. Задача воспитателя – культивировать самостоятельность ребенка, ни в коем случае не при- тесняя ее» – можно привести слова Л. Н. Толстого, утверждавшего, что «в каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожать в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образ- цов» [Толстой, 1989, 195]. Поощрение самостоятельности принятия решений учит ребенка полагаться на себя, быстрее и эффективнее по- зволяет ему научиться жить (выбирать определенный путь решения проблемы, брать на себя ответственность, и пр.). Четвертое основание – «Одна из важнейших задач воспитания, тесно связанная с совершенствованием самостоятельности ребенка – развитие творческой стороны его личности» – находит свое выражение в словах Л. Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» [Толстой, 1989, 195]. Творчество – обширное понятие. Преобразование чего бы то ни было без опоры на уже имеющиеся способы – вот что есть творчество. Творчество тесно связано с самостоятельностью ребенка. Открытие каких-то новых способов решения ситуаций – тоже творчество. Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитатель иг- рает роль старшего товарища, который ставит перед ребенком про- блемные вопросы, сопровождает ребенка, который не указывает ре- бенку путь развития, а говорит об имеющихся возможностях и способах познания (более простого) и демонстрирует своим приме- ром правдивость своих слов. Пробуждение у ребенка желания к само- образованию и предоставление возможностей для этого – вот основная задача воспитателя, по мнению Л. Н. Толстого. Литература Толстой, Л. Н. Кому у кого учиться писать: крестьянским ребя- там у нас или нам у крестьянских ребят? [Текст] / Л. Н. Толстой // Пе- дагогические сочинения: Сб.; Сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). – М.: Педагогика, 1989. – С. 271–289. Толстой, Л. Н. Мысли о воспитании [Текст] / Л. Н. Толстой // Пе- дагогические сочинения: Сб.; Сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). – М.: Педагогика, 1989. – С. 448–451.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=