ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

331 свести к идее о ненавязчивом сопровождении ребенка на пути его са- мообразования и самосовершенствования. Помощь в развитии само- стоятельности и творческой активности – вот основные направления, по которым должна строиться воспитательная и образовательная рабо- та с ребенком. Так, первое основание – «Педагогический процесс (в том случае, если он организован правильно) предполагает непрерывное совершен- ствовании себя ради совершенствования ученика. Самосовершенство- вание – важнейшая задача воспитателя» – был сделан нами на основе прочтения статьи «Мысли о воспитании» (1902). Вот что пишет Л. Н. Толстой: «… все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т.е. самому двигаться, воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны» [Толстой, 1989, 451]. Это соотносится с одним из наибо- лее действенных методов воспитания – примером. Если педагог (вос- питатель) сам соответствует тем убеждениям, принципам, которые он пытается воспитать в ребенке, если ребенок видит, что слова учителя подкрепляются его собственным образом жизни – он им поверит, и скорее всего, будет стараться им следовать. Главное для воспитателя в этом случае – оценивать свои поступки, работать над своими недос- татками слабыми сторонами. Очень значимыми, на наш взгляд, явля- ются слова Л. Н. Толстого «…Я убедился, что есть тайны души, на которые может действовать жизнь, а не нравоучения и наказания» [Толстой, 1989, 141]. Второе основание – «Учитель (воспитатель) в педагогическом процессе играет «вторую» роль. Ребенок – это не объект, а субъект педагогического процесса, во многом определяющий его ход» - нахо- дит свое подтверждение в следующих словах Л. Н. Толстого: «…Учить и воспитывать ребенка нельзя и бессмысленно по той простой причине, что ребенок стоит ближе меня, ближе каждого взрослого к тому идеалу гармонии, правды, красоты и добра, до которого я, в своей гордости, хочу возвести его. Сознание этого идеала лежит в нем сильнее, чем во мне. Ему от меня нужен только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне….» [Толстой, 1989, 288]. «Дело учителя только предлагать выбор всех известных и неиз- вестных способов, которые могут облегчить ученика в деле учения» [Толстой, 1989, 156]. Сознание ребенка, по мысли Л. Н. Толстого, не затуманено правилами и навязанным мнением о том «что правильно», а что «нет». Поэтому роль воспитателя (учителя) – это не привитие добрых, положительных качеств ребенка, а лишь их развитие.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=