ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

323 Первый кадр комикса стремится полностью нас погрузить в атмо- сферу романа Толстого: цитируется знаменитая фраза: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по- своему». Но не менее известного ее продолжения – «Все смешалось в доме Облонских” – нет. Автор убирает толстовское медленное введе- ние в роман, знакомящее читателя с главными героями, а свой роман начинает с символической сцены смерти пьяного сторожа, оказавшегося раздавленного между двумя вагонами. Первый титульный кадр – траги- ческое лицо Анны и трагедия последнего кадра листа – представляет собой композицию, полную дополнительных смыслов. А автор доволь- но долго останавливается на сцене смерти сторожа, что непосредствен- но должно указать на дальнейшую ужасную смерть Анны, пока еще живой, но уже сделавшей первый шаг навстречу своей смерти. Недаром кадр знакомства Анны с Вронским, где «сердца моло- дых людей застучали сильнее», и кадр смерти сторожа автор комикса ставит рядом, объединяя эти два события. Для укрепления символики сцены автор комикса вводит отдель- ный крупный кадр, где потрясенная Анна говорит о смерти сторожа как «дурном предзнаменовании», что, впрочем, совсем в согласии с текстом романа и символическим замыслом сцены.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=