ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
320 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА: ТРАГЕДИЯ ОДНОЙ МАТЕРИ» – ЮГОСЛАВСКИЙ КОМИКС 1940 года И. Антанасиевич Белград, Сербия Ключевые слова: комикс, «Анна Каренина», Югославия, Л. Н. Толстой. Аннотация. В статье рассматривается вопрос о югославском рисован- ном сюжетном романе, в частности о комиксе «Анна Каренина: трагедия одной матери» (Серб.: Ана Каренина: трагедиja jeдне маjке). Анализируется история Анны – матери, потерявшей возможность жить рядом со своим ребенком. Рассматривая историю появления комикса в королевстве Юго- славия 1 , пытаясь выделить, описать и систематизировать основные специфические черты, присущие ей, а также перечислить темы, ме- ханизм и способы сюжетной переработки известных литературных текстов, которые «переводились» на другой художественный язык, переходили в сферу иной художественной формы, мы можем заме- тить, что механизмы адаптации текстов, ставших основой для ко- микса, универсальны и близки многим механизмам, также создаю- щим свои новые художественные формы с опорой на исходную форму другого искусства: экранизация, новеллизация и пр. Терри Гройнштен именно поэтому в свое время предлагал отказаться от определения комикса как объекта, а рассматривал комикс как «сис- тему, которая станет концептуальной рамкой для любых определе- ний «девятого искусства», которые найдут свое место в этом иссле- довательском поле и будут входить в отношение друг другом» 2 . 1 Ирина Антанасиевич. Русский комикс Королевства Югославия. Нови Сад. Komiko, 2014; Ирина Антанасиевич. Русская классика в картинках. Белград: Филол. фак. Белград. ун-та, 2015 (Белград: Белпак); Библиотека «Язык и литера- тура» Сер. «Русская эмиграция в Белграде». Кн. 7. 2 Groensteen T. Why Are Comics Still in Search of Cultural Legitimization? // A Comics Studies Reader. University Press of Mississippi, 2009. P. 3–11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=