ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

307 право решать, кому отдать права на свои творения. Очень убедительно выглядят сцены, когда Софья Андреевна в исполнении Хелен Миррен от безысходности стреляет в портрет Черткова, ужасно звучат слова из ее уст, проклинающие дочь Александру, которая становится на пози- цию отца. Конечно, о подобных сценах не могло быть и речи в весьма сдержанном в эмоциональном плане фильме Сергея Герасимова, сня- того в совершенно другую эпоху в Советском Союзе. Тем более не могла быть показана сцена попытки Софьи Андреевны утопиться в яснополянском пруду, что присутствует в фильме Майкла Хоффмана. Таким образом, мы можем сказать, что картина сделана живо и эмо- ционально, очень современно. Об этом даже говорит тот факт, что в фильме очень точно показано постоянное присутствие в доме Тол- стых кинооператоров, журналистов. Они постоянно ждут “горячих” новостей, всегда готовы снимать и писать. Такие факты очень созвуч- ны нашему времени, когда известные люди не принадлежат сами себе. Когда же Л. Н. Толстой заболел на станции Астапово, то журналисты и кинооператоры буквально боролись за право оказаться рядом с уми- рающим гением и снимать его уже на смертном одре. Недаром, когда в конце фильма “бегут” титры, то они сопровождаются кадрами доку- ментальными кадрами съемок Л. Н. Толстого. Так перекликаются в фильме история и современность, литература и кино. Завершая разговор о фильме “Последнее воскресение” хочется отметить великолепную операторскую работу, которая показывает всю красоту русского пейзажа, пусть снятого и в Германии. И даже ниве- лируется неправдоподобность яснополянского дома, снятого на не- мецкой вилле. Таким образом, данный фильм можно считать образцо- вым изображением русских людей в иностранном кинематографе. Мы рассмотрели подробно два художественных фильма, посвя- щенных Л. Н. Толстому. И “Лев Толстой” и “Последнее воскресение” несмотря на временную разницу своего создания, на различие в ре- жиссерской и актерской работе показывают одно – неугасающий инте- рес к жизни и творчеству гениального писателя. Литература Кончаловский, А. С. Андрон Кончаловский о фильме «Последнее воскресение» [Электронный ресурс] / А. С. Кончаловский. – URL: https://www.youtube.com/ Нигматуллина, В. Киножизнь Льва Толстого [Электронный ре- сурс] / В. Нигматуллина // The Movie. – URL: http: // lleo.me/dnevnik/

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=