ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

306 Парини, который, в свою очередь, опирается на дневники Толстого, членов его семьи и людей из окружения писателя. Роль Л. Н. Толстого сыграл также возрастной актер, 80-летний Кристофер Пламмер. Именно эта роль принесла актеру первую номи- нацию на “Оскар”. Хелен Миррен, исполнившая роль Софьи Андреев- ны, получила уже свою четвертую номинацию. Андрон Кончаловский, являясь продюсером фильма, высказал мнение, что в фильме Майкл Хоффман решил показать чувство разо- рванности и несоответствия образа русского аристократа и аскетиче- ских принципов, проповедуемых Л. Н. Толстым [Кончаловский, URL: https://www.youtube.com/watch?v=rZGd6n3cRkc ]. Эти свои аске- тические принципы Л. Н. Толстой, по мнению режиссера, хотел дове- сти до абсолюта. Фильм задуман был для показа противостояния, с одной стороны, Владимира Черткова, ставшего лидером движения “толстовцев”, объ- явленного позднее сектой, желавшего, чтобы Л. Н. Толстой завещал свои произведения народу, и Софьей Андреевной, пекущейся о благе семьи. Образ Софьи Андреевны выходит в фильме на первый план. Содержание данного кинопроизведения – это, прежде всего, история любви, история очень проникновенная. “Благодаря Пламмеру и Мир- рен Лев Толстой и Софья Андреевна быстро становятся эмоциональ- ным стержнем картины. Когда смотришь ее, очень быстро перестаешь замечать, что герои разговаривают не по-русски – настолько убеди- тельны актеры” [Рахлин, 2010, 40]. На протяжении всего действия герой Кристофера Пламмера не- сколько раз повторяет, что он является не в полной мере толстовцем. В фильме Л. Н. Толстой однажды повторяет эту свою мысль, обраща- ясь к своему молодому секретарю и верному последователю Валенти- ну Булгакову. Таким образом, подтверждается наш тезис о том, что великий писатель стал заложником своего же движения, “толстовст- ва”. Собственно за происходящим в семье писателя расколом мы на- блюдаем глазами толстовского секретаря, посвящающего все свое время размышлениям о смысле жизни, В. Булгакова. Меняется же для него жизнь после того, как он встретил и полюбил девушку Машу, жительницу толстовской коммуны. Таким образом, фильм превраща- ется в метафору вечного жизненного круговорота. Собственно фильм “Последнее воскресение” о переживаниях. О переживаниях Софьи Андреевны, боровшейся за себя и семью, а в результате объявленной в обществе истеричкой, о переживаниях Л. Н. Толстого, который, прожив столь тяжелую жизнь, тоже имеет

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=