ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

305 Этот фильм, прежде всего, для зрителя мыслящего, подготовлен- ного. Данное киноповествование мы не можем назвать развлекатель- ным или познавательным. Это рассказ о жизни гения, великого чело- века, который ведет постоянные беседы со своей совестью. Нед аром С. А. Герасимов хотел первоначально назвать свое кинопроизведение “Совесть”. Именно Л. Н. Толстой был этой общей народной совестью. Исповедь Л. Н. Толстого в фильме – это личная исповедь самого С. А. Герасимова, который преподает урок – как надо играть, как надо понимать своего героя. Он копает глубже, чем просто в биографию писателя. Режиссер снимает фильм о старости, о том, чем живет чело- век, сделавший в своей жизни большое дело. В фильме показан ясно- полянский уклад, точно воспроизведена атмосфера дома, многочис- ленное семейство, посетители за обеденным столом. Над всем этим царит Софья Андреевна, которая держит дом, ведет хозяйство, обере- гая своего Левочку от всех прочих забот и хлопот. В фильме С. Гера- симова еще не показан так ярко разлад в семье, противостояние Софьи Андреевны и Черткова. Но показано бесконечное многолюдье после- дователей толстовского учения. Татьяна Львовна Сухотина, дочь писа- теля вспоминала: “Наш дом был стеклянным, открытым для всех про- ходящих. Каждый мог все видеть, проникать в интимные подробности нашей семейной жизни и выносить на публичный суд более или менее правдивые результаты своих наблюдений. Нам оставалось рассчиты- вать лишь на скромность наших посетителей” [Сухотина, 1976, 370]. Действительно, С.Герасимову удалось показать трагедию великого человека и всех, кто его окружал в этот момент. Именно поэтому вто- рая часть фильма выполнена в мрачных приглушенных тонах, где пре- валируют серые краски, создающие мрачное настроение. С. А. Гера- симов построил свой фильм так, что “Толстой учит нас, как надо управляться с “предметом жизни”, чтобы он стал “предметом искусст- ва” [Герасимов,1985, 351]. Как мы уже писали выше, фигура Л. Н. Толстого была всегда привлекательной для деятелей искусства. Идея ухода, раскола в семье– все это до сих пор будоражит. И вот к 100-летию смерти Л. Н. Толсто- го вышел фильм “Последнее воскресение”, снятый голливудским ре- жиссером Майклом Хоффманом. Примечательно, что был сделан он за рубежом, а это значит, что Л. Н. Толстой интересен заграничному чи- тателю и зрителю. Данный фильм является неплохим образцом того, как иностранцам надо демонстрировать русских людей, достоверно и уважительно. Кино, на наш взгляд, не вызывает отторжения и отри- цательных эмоций. Создано по роману профессора литературы Джея

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=