ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

304 конкуренту А. Ханжонкову, фирма которого произвела четыре филь- ма, посвященных похоронам Л. Н. Толстого. Стоит отметить, что тема трагического ухода Л. Н. Толстого, те- ма его смерти волновала и продолжает волновать кинематографистов. Ведь речь идет о незаурядном человеке, основателе, создателе собст- венного учения, заложником которого, по нашему мнению, он стал в конце жизни. В нашей статье мы подробно остановимся на воплоще- нии образа Л. Н. Толстого в художественном кинематографе, а именно в картинах Сергея Герасимова “Лев Толстой” и “Последнее воскресе- ние” Кристофера Пламмера. В своем фильме Сергей Герасимов воплотил давнюю свою мечту снять фильм-повествование о великом художнике слова. Это кинопро- изведение можно назвать великим посвящением одного мастера дру- гому, своеобразным итогом творчества С. А. Герасимова. К этой кар- тине он шел всю свою творческую жизнь. Поэтому вполне закономерным является то, что главную роль играет сам режиссер, а роль жены гения играет Т. Ф. Макарова, жена С. А. Герасимова. На- до полагать, что данная роль ей была близка по характеру, так как и в жизни она являлась женой гениального мастера. Она прожила с С. А. Герасимовым большую трудную жизнь. Пережили и войну, и опалу, и творческие успехи. Тамара Федоровна очень заботилась о муже. Например, она категорически запретила Сергею Аполлина- риевичу в эпизоде похорон Толстого сниматься в гробу. Однако, ко- нечно, не стоит в полной мере отождествлять взаимоотношения писа- теля с женой и режиссера с супругой-актрисой, хотя аналогии в чем-то напрашиваются сами собой. С. А. Герасимову удалось показать монотрагедию великого чело- века. На экране мы видим пожилого писателя, воплощенного уже не- молодым режиссером. И оттого этот образ кажется продуманным, прочувствованным, пропущенным через себя досконально. Фильм координально отличается от других фильмов-биграфий, называемых сейчас модным словом “байопик”,состоит из двух частей – "Бессонница" и "Уход". Зритель видит великого русского писателя в последние годы его жизни с 1908 по 1910 годы, однако воспоминания Льва Толстого возвращают нас и к событиям его молодости, и к поре решительного и страстного перелома в его взглядах. Фильм С. А. Герасимова – это, прежде всего, документальная хро- ника, тщательное воспроизведение жизни великого писателя. Первая часть фильм может быть от этой тщательности и доскональности кажет- ся замедленной и растянутой, но от этого не менее основополагающей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=