ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
303 ОБРАЗ Л. Н. ТОЛСТОГО В ПРОСТРАНСТВЕ КИНЕМАТОГРАФА Е. Л. Райхлина Тула, Россия Ключевые слова: фильм, киноповествование, Л. Н. Толстой. Аннотация. Статья посвящена отображению образа Л.Н. Толстого в кинематографе. Акцент делается на двух художественных фильмах «Лев Толстой» (режиссер С. А. Герасимов) и «Последнее воскресение» (режиссер М. Хоффман). Автор статьи подробно рассматривает актерские работы в обоих кинопроизведениях, сравнивает их, отмечая достоинства и недостатки. Образ яснополянского старца стал привлекателен для кинопроиз- водителей с тех пор, как зародился в 1895 году кинематограф. Л. Н. Толстой успел застать это величайшее изобретение человечества и даже выразить к нему свое отношение, порой весьма неоднозначное. Когда Л. Н. Толстой впервые пришел на киносеанс, то не смогдо- ждаться его окончания, посчитав ленту, которую показывали в тот день, глупой и пошлой. Случилось это в московском синематографе “Гранд Паризьен” у Никитских ворот. “Спустя некоторое время он увидел еще один фильм, на сей раз видовой, с комментатором. Такое кино Лев Тол- стой приветствовал, считая, что именно оно может стать полезным, по- знавательным зрелищем для народа” [Польская, 1987, 140]. Л. Н. Толстой начал интересоваться возможностью съемок филь- мов о крестьянской жизни. «В России синематограф должен запечат- левать исключительно русскую жизнь в самых разнообразных ее про- явлениях, причем так, как она есть, – не следует гоняться за выдуманными сюжетами», – сказал Л. Н. Толстой о зарождавшемся кинематографе [Нигматуллина, URL: http: // lleo.me/dnevnik/2010/12/ nika_nigmatullina.htm]. Это высказывание Л. Н. Толстого многие кине- матографисты тогда взяли на вооружение. Прошел слух, что великий писатель собирается писать киносценарии о народной жизни, к этому же призывает и молодых литераторов. С конца 1900-х годов начинают активно сниматься фильмы по пьесам и романам Л. Н. Толстого. Однако, и образ самого писателя становится весьма достойно представленным в кинематографе. Прежде всего, в кинодокументалистике. И здесь следует отдать должное А.Дран- кову, благодаря расторопности которого мы имеем фрагменты при- жизненных съемок писателя уже в почтенном возрасте, а также его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=