ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
30 Для Толстого было важно показать разрушение семейного укла- да, и главный упор для воплощения своего замысла был сделан авто- ром именно на создании женских образов. Толстой в своих произведениях показывает, что без религиозной основы, без веры в высшие силы, охраняющие человека на его жиз- ненном пути, душа гибнет – такова идея его произведений. "По мнению Толстого, разумный человек не может жить без ре- лигии потому, что религия дает разумному человеку понимание своего отношения к бесконечному миру. Поэтому, когда Толстой пишет о эволюции своих героев через религию, он описывает в своих произ- ведениях именно эту эволюцию. Проблемы нравственные становятся определяющими в романах "Семейное счастье" (Маша), "Анна Каре- нина" (Левин и Кити), "Воскресение" (Нехлюдов) "Война и мир" (Пьер Безухов и Андрей Болконский), и т.п." [Яхьяпур, 2007, 92]. С помощью противопоставления Толстой параллельно характе- ризует счастливую и несчастную семью, например, в романе "Анна Каренина", который, с нашей точки зрения, является романом о семей- ном счастье. А что же такое счастливая семья по Толстому? Представление Толстого о семейном счастье, о счастливом браке в романе связано с Левиным и Кити. Автор подчеркивает, что только совместными усилиями можно обрести семейное счастье, построить прочную семью. Но эти совмест- ные усилия обязательно должны быть освящены верой в Бога и подчи- нены религиозным нравственным нормам. Только на религиозной нравственной основе можно обрести счастье в семье – такова мысль Толстого. К этому же выводу приходит в своих размышленях и Левин. Кити также всегда (особенно после брака) живет и действует согласно с христианскими заповедями (отношение к брату Левина Николаю, к его болезни и смерти). Любовь – само по себе светлое и благародное чувство, есть бла- го только в сочетании с верой, только с соблюдением законов добра; но если эти законы добра нарушаются, любовь превращается в страшную разрушительную силу, которая калечит человека и дел а- ет его несчастливым. Л. Толстой в романе "Анна Каренина" утверждает, что законы добра, которые даны откровением свыше, одинаковы для всех религи- озных обществ. Писатель показывает это через сомнения и рассужде- ния Левина. "Какое отношение к этому откровению имеют верования магометан..?" – спрашивает герой и приходит к выводу, что понимание добра "для всех всегда было и будет одиноково".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=