ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

296 понимают русской души, отражают беспочвенные упования. Невоз- можно примириться не с несоответствием времени, месту или трудно- определимому «русскому духу» (у самого Толстого таких несоответствий достаточно), а с несоответствием просто хорошему вкусу и с обидной профанической приземленностью героев в фильме (полбеды, что кос- тюмы и манеры актеров не отвечают моде и этикету; беда, что костю- мы безвкусны и сидят мешковато на мешковатых персонажах). На фо- не «адаптации» 2016 года, сделанной ВВС, фильм 2007 года, снятый с участием кинематографистов России (режиссер Р. Дорнхельм, Анд- рей Болконский – Алессио Бони, Пьер Безухов – Александр Байер, княжна Марья – Валентина Черви, Николай Ростов – Дмитрий Исаев), выигрывает уже потому, что опытный А. Бони и дебютант А. Байер, несмотря на беспомощную режиссуру и мыльнооперный сценарий, старались расти на протяжении фильма вместе со своими героями. Алессио Бони отыграл свою роль (и за это ему спасибо) как роль воз- вышенного мученика, хотя и не в толстовском понимании, а в анти- толстовском: романтического патриота-воина. Да и Валентине Черви (которую режиссер, к счастью, оставил в покое, полагая, видимо, что образ исчерпывается сюжетной нагрузкой) удалось подчеркнуть внут- реннюю силу и харизму своей героини (чего, увы, начисто лишили свою княжну Марью создатели сериала ВВС). Если зарубежное кино представляет себе «Войну и мир» как мыльную оперу и сентиментально-авантюрно-семейный роман, то с отечественными постановками на сцене Мастерской Фоменко или БДТ (январь 2016) дело обстоит сложнее. В начале своей карьеры гони- мый, а потом чуть ли не культовый режиссер П. Н. Фоменко поставил гротескный спектакль «Война и мир. Начало романа», снискав аплодис- менты и премии за то, что «пыльный роман заиграл новыми красками» (цитирую зрительские отзывы). «Спародировать, иронически высмеять шаблоны тривиального искусства, порождающего стереотипы массово- го эстетического сознания» [Ильин, 1999, 254], – задача, наверное, небе- зынтересная, хотя и не такая уж основополагающе-концептуальная, ка- кой она представляется современным театральным интерпретаторам классики. К сожалению, в пылу борьбы со стереотипами восприятия создатели спектакля по «Войне и миру» в «Мастерской Фоменко» при- няли за «тривиальное искусство» саму «Войну и мир» (а не ее тошно- творное школьно-официозное прочтение в духе развенчания индиви- дуализма наконец-то «пришедших к народу» Болконского и Безухова). «Мятеж против традиционных культурных норм» придал «спе- цифическую окраску возникавшему с конца 80-х годов российскому

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=