ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

287 грязной хитростью и обманным путем стараются разделить и разорить братьев. Каждый раз Семен-воин и Тарас-брюхан попадают под планы чертенят, но Иван-дурак не поддается их надувательству и всегда вы- ходит победителем в силу своей жизненной философии. На самом деле философия Ивана и есть философия жизни Толстого. В образе жизни Ивана мы видим воплощение философии автора. Он идеал Толстого. Толстой очень сильно поддерживал естественный образ жизни, призывал людей к простоте, ибо это и есть ключ к счастью. Человек, выросший в естественной атмосфере, не будет равно- душен к страданиям не только своих родных, но и незнакомых и по- сторонных. Эту естественность Толстой находит в простых бедных людях. В его прозведениях эти персонажи (кроме нашего героя Ивана- дурака, вспомним Герасима из повести «Смерть Ивана Ильича», Ники- ту из повести «Хозяин и работник») описаны с особой симпатией и выступают как идеалы автора. Вместе с естественностью и просто- душием, Толстой особо подчеркивает трудолюбие своих героев. Приведем примеры отражения толстовства из исследуемого нами прозведения «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах»: Герой Иван-дурак очень мирный, добрый, щедрый, нежад- ный и, конечно, трудолюбивый человек. Толстой так описывает его: « Пошел Семен-воин на войну, царю служить, Тарас-брюхан по- шел в город к купцу, торговать, а Иван-дурак с девкою остался дома работать, горб наживать » (Толстой, 1). Цель жизни героя – не зарабатывать деньги, а работать в поле, выполнять свой сыновный долг по отношению к родителям и долг брата по отношению к сестре. Когда брат Тарас пришел домой, чтобы забрать плод труда Ива- на, незадумываясь, он отдал ему все, а сам снова взялся за работу. По отношению к своим эгоистичным братьям он всегда проявляет щед- рость. Каждый раз Иван отдает им все лучшее, а худшее оставляет се- бе. Ведь счастье в отдавании, а не в забирании: «Отдали и Тарасу часть. Увез Тарас хлеб в город, увел жеребца сивого, и остался Иван с одной кобылой старой по-прежнему кресть- янствовать – отца с матерью кормить» (Толстой, 1). Благодаря Ивану-дураку в семье царствует дружелюбная атмо- сфера. Оценка дьявола лишний раз подтверждает этот факт: «Надо бы им всем перессориться, а они мирно живут: друг с дружкой хлеб-соль водят » (Толстой, 1).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=