ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

283 того, чтобы большинство людей узнало истину, им необходимо благо- даря грехам, соблазнам и суевериям быть доведенными до последней степени заблуждения и вытекающего из него страдания» [Толстой, 1993, 76–77]. Грех – это не окончательный приговор человеку, а всего лишь препятствие на пути к истине, которое можно преодолеть. Злые деяния, согласно Толстому, способны, в конечном итоге, обер- нуться добром, но только путем рационального их осознания, стремления избавиться от них. Более страшным злом является уверенность в правиль- ности своих действий, некритическая оценка поступков, спокойствие и довольство во зле. Поэтому истинное зло часто появляется под масками мелких безнравственных проступков, моральных слабостей, которые час- то оправдываются обществом, потому что считаются вынужденным злом, или просто потому, что так делают многие: «Один человек совершает самое ужасное преступление и мучается, осознает, что это дурно…другой же совершает ничтожный безнравственный поступок, и оправдывает себя, живет весело и спокойно. Преступление первого производит только мате- риальное зло, часто обращающееся в духовное добро для себя и для дру- гих. Поступок же второго производит неисчислимые бедствия и для себя – тем, что открывает свободную дорогу другим худшим поступкам, – и для других – примером спокойствия и довольства во зле» [Толстой, 2003, 47]. Повторяясь, это мелкое зло незаметно вызывает поистине ката- строфические последствия, о чем предупреждает Толстой на примере многих своих литературных произведений. Таким образом, зло, по Толстому, выступает почвой, на которой делается моральный выбор – стремление исполнить волю Бога или отдаления от этого стремления. Под исполнением воли Бога Толстой понимает совершенствование души, с целью установления блага для всех живых существ: «Я живу затем, чтобы исполнить волю Послав- шего меня в жизнь. Воля же его в том, чтобы я довел свою душу до высшей степени совершенства в любви и этим самым содействовал установлению единения между людьми и всеми существами в мире» [Тошлстой, 1989, 178]. Однако как определить уровень близости к ис- полнению воли Бога? Толстой называет три признака, которые помо- гут узнать, что человек живет, согласно Божией воле: «Самый первый, главный, несомненный признак, это – отсутствие ощущения духовного страдания… Другой признак, поверяющий первый, это ненарушение любви с людьми. Если не чувствуешь враждебности ни к кому и зна- ешь, что к тебе не чувствуют зла, ты в воле Бога. Третий признак есть рост духовный. Если чувствуешь, что делаешься духовнее, побежда- ешь животное, – то в воле Бога » [Тошлстой, 1989, 181].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=