ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

282 ЭТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЗЛА В ФИЛОСОФИИ Л. Н. ТОЛСТОГО Ю. В. Назарова Тула, Россия Ключевые слова: этика Л. Н. Толстого, зло, преобразование души, доб- ро, воля Бога, благо. Аннотация. В статье проводится этический анализ понимания зла в философии Л. Н. Толстого; рассматриваются соотношения понятий зла, добра, преобразования души, а также понятий зла и воли Бога; анализируется роль зла в процессе совершенствования склада души в философии Л. Н. Толстого. Философия Л. Н. Толстого имеет ярко выраженное этическое ос- нование, в центре которого находится стремление к преобразованию души. Именно это рациональное, волевое устремление, продиктован- ное принципом любви, примиряет в его философии добро и зло. Зло представлено не как нечто неизбежное и непоправимое, а как прило- жение к закону любви: «Зло является оборотной стороной любви. Тол- стовская концепция зла выступает как приложение к закону любви в силу того, что любовь «заключена в пределы животной жизни от- дельного существа и всегда стремится к освобождению себя от нее»» [Мелешко, 2006, 76]. Поэтому зло не может быть обречено вечно оста- ваться злом, оно может преобразиться в добро: «…материальное зло, часто обращающееся в духовное добро для себя и для других» [Тол- стой, 2003, 47]. Под какими личинами скрывается зло, по мнению Толстого? Как преодолеть зло? Как понимание зла по Толстому соотносится с пони- манием воли Бога? Эти вопросы до сих пор актуальны, особенно в пе- риод нравственного нигилизма и искажения представлений о ценно- стях – традиционных проблемах современного общества. По Толстому, проводниками зла являются грехи, соблазны и суе- верия, которые уводят человека от понимания истины, закона любви. «Грех – это потворство телесным похотям; соблазны – это ложное представление человека о своем отношении к миру; суеверия – это принятое на веру ложное учение» [Толстой, 1993, 76]. Зло заключается в том, что грехи, соблазны и суеверия ведут людей к страданию. Но, только узнав истинное страдание, пережив его, человек может понять истинную цену грехов, соблазнов и суеверий. Только достигнув дна, человек начинает задумываться о преобразовании собственной души, стремится избавиться от страданий, чувствует отвращение к злу: «Для

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=