ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
279 полнять гендерные задачи, и не учитывал, что эти задачи не обяза- тельно должны искажать веру в собственные силы и отрицательно влиять на развитие. Просто у каждого своя задача и она ни плоха и ни хороша, имеет ни большую или меньшую значимость, они просто раз- ные изначально, но все они равнозначны для жизни, независимо муж- чина это или женщина. Если присмотреться к самым ярким женским образам Льва Нико- лаевича, то мы увидим, что, хоть для всех них характерно стремление к высоким идеалам и мыслям, но они не имеют никакого сравнения с героями-мужчинами. Такое отношение к женщине присуще не толь- ко для Льва Николаевича или русской литературы второй половины XIX в., но и в целом для общества того времени. Положение женщин изменила эмансипация. С тех пор изменилось количество женщин- ученых, писателей, политиков и т. д. Сегодня женщина может руководить своей жизнью. Она свобод- на и стоит на одной ступени с мужчиной: учится, работает, заводит семью. Круг ее интересов весьма широк и не отличается от мужского. Женщины могут выбирать любую профессию, занимать руководящие посты. Но отличается ли ее роль от роли предшественницы, живущей больше тысячи или сотни лет назад? Поменялось ли отношение к женщине в обществе? Функция женщины определяется культурными и общественными ценностями. Испокон веков она была хранительницей домашнего оча- га, это было ее главным предназначением, поэтому с детских лет жен- щина воспитывалась как будущая мать, хозяйка. Эти традиции сохранялись и во времена Л. Н. Толстого. В его произведениях ясно прослеживаются те устои, которые «закрепоща- ют» женщин. Особенно ярко это выражено в романе «Анна Каренина». В «Анне Карениной» Лев Николаевич стремился показать, на- сколько эти домостроевские устои могут повлиять на судьбу женщи- ны. В лице всех женщин выступают три основные героини романа: Анна, Долли, Китти. Эти образы реализуют различные судьбы жен- щин, находящихся в своем замкнутом обществе и социальном статусе. Очень показателен эпизод, когда Долли Облонская едет в гости к Анне. Она рассталась с детьми на несколько дней, и может побыть наедине со своими мыслями. «Дома ей, за заботами о детях, некогда было думать» [Толстой, 1985, 328]. Но вот, находится время наконец- таки сесть и обдумать всю свою жизнь. Что же она в ней находит? «И все это зачем? Что же будет из всего этого? То, что я, не имея ни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=