ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

276 ОТ ДОМОСТРОЕВСКОЙ ЖЕНЩИНЫ ДО СОВРЕМЕННОЙ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТОЛСТОВСКИХ ГЕРОИНЬ В. Г. Матвиенко, Т. В. Ушакова Ростов-на-Дону, Россия Ключевые слова: средневековая литература, древнерусская литерату- ра, женские образы, толстовские героини, предназначение женщины, роль и функции женщины. Аннотация. В статье делается попытка посмотреть на роль русской женщины в историческом аспекте, делая акцент на традиции толстовского подхода к этому вопросу, анализируются три женские образа из романа «Ан- на Каренина» в заявленном аспекте. Признание женщины тем, что она есть, – более слабым духовно существом, – не есть жестокость к женщине: признание их равными есть жестокость. Л. Н. Толстой Современная женщина, современная женщина! Суетою замотана, но, как прежде, божественна! Р. Рождественский На сегодняшний день существует множество споров по поводу того, был ли Л. Н. Толстой женоненавистником или нет, и каждый приводит аргументы в свою пользу, по-своему перечитывая его произ- ведения и дневниковые записи. Во всем его творчестве можно увидеть абсолютно разное отно- шение к женщине: кого-то из героинь он возвышает над остальными представительницами своего пола, кого-то наоборот, но позиция по отношению к роли женщины в современном ему мире, везде одинако- ва: женщина – это продолжение своего мужчины, то есть она не может равняться ему ни по положению, ни по предназначению. Истоки такого взгляда уходят корнями в христианские традиции и историю Древней Руси. Н. А. Пушкарева в своей работе «Женщины Древней Руси» под- робно и с различных аспектов раскрывает роль женщины в государст- венном устройстве и ее социальную значимость в древнерусском об- ществе. «Все стороны изучения социального статуса женщины в средневековом обществе, так или иначе связаны с семьей – важней- шей ячейкой древнерусского феодального общества XI–XV вв., а для

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=