ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
266 в трех областях – экономической, умственной и нравственной; обузда- ние своего эгоистического начала. Община выступает не как цель, а как средство самосовершенствования, через личный и коллективный труд, подчинение своей воли общей воле, подчинение своего эго принципам объективного идеала . Вопрос об объективном идеале – один из наиболее важных в пра- вилах общины «Криница». Объективный идеал – цель умственного познания самого себя, что является одним из трех главных условий совершенствования; он выступает критерием принятия решений и оценки явлений: «Свои мысли, поступки, желания он (общинник) проводит не через свое личное удовлетворение или неудовлетворение, а через объективный идеал, который для многих формулируется в Евангелии…Общинник стремится расширить понимание этого объ- ективного идеала путем размышления, чтения и проникновение в сущ- ность его» [Каширин, 2004, 245]. Все общие решения, согласно правилам, должны быть соотнесе- ны с объективным идеалом, и на основании этого необходимо было подчиняться общим решениям. Особую роль в общине занимал труд, в этом смысле в правилах подчеркивалась ценность и нравственный смысл труда. Личный физи- ческий труд лежал, как принцип, в основании такого условия совер- шенствования, как справедливое существование. Понимание труда в нравственном смысле тесно связано с понятием «общей жизни». Труд помогает разделить радости и тяготы, почувствовать единство со всеми, преодолеть свое эго: «Общинник живет с людьми единой, об- щей жизнью, признавая при этом свою человеческую сущность; делит горе и радость; активно чувством и разумением живет жизнью других» [Каширин, 2004, 245]. Труд воспитывает добродетель деятельной любви. Под деятель- ной любовью в правилах «Криницы» понимается не только «отвлечен- ная» любовь к человечеству, которая и так предполагается как прин- цип для каждого члена общины, а любовь и дела любви к каждому конкретному человеку – забота, сострадание, понимание, готовность к помощи и поддержке: «деятельная любовь и доверие обязательны не только к членам братского кружка, но и к каждому члену общины… Отсюда должна вытекать и предрасположенность ко всякому лицу из внешнего мира, с кем приходится иметь дело» [Каширин, 2004, 250]. Еще одна добродетель, которая формируется посредством труда, это добродетель смирения, выражающаяся в признании своих недос-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=