ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
265 стого. С философской точки зрения толстовство может быть определе- но как особый тип русского религиозного мировоззрения. В этом смысле идеология толстовства выступает в качестве своеобразного «этического протестантизма» конца XIX – начала XX столетия [Каши- рин, 2004, 17]. Одной из общин, относящихся к толстовскому движе- нию, была община «Криница», построенная на основаниях толсто в- ской этики, и являющаяся одним из примеров социального института морали. На каких принципах была построена жизнь общины, какими правилами руководствовались ее члены – ответы на эти вопросы по- могут раскрыть процесс институализации морали в рамках конкре т- ной социальной группы, степень влияния религиозно-нравственного мировоззрения на хозяйственную деятельность и человеческие вза и- моотношения. Несмотря на то, что толстовские движения были наиболее активны в конце XIX – начале XX века, их опыт институализации морали обре- тает особенную актуальность в России именно в XXI веке. Это связано с процессом конкретизации этики, с процессом приложения этических принципов к практическим сферам человеческой деятельности, который начался на Западе лишь в середине ХХ века. Институализация морали, проявляющаяся в современном обществе в создании, например, профес- сиональных этических норм – это процесс, активно набирающий оборо- ты на Западе и только начинающий свое развитие в России. Вместе с тем, существует и отечественная традиция институализации морали, связанная с опытом толстовских общин, о которой часто забывают в процессе дискуссий о путях формирования российской прикладной этики, и о нравственных ценностях современного общества. Этические положения общины «Криница» могут вызвать ассо- циации с современными этическими кодексами, в основании которых лежат определенные нравственные принципы, институализированные в форме правил. Однако, в отличие от современных кодексов, прони- занных принципами прагматизма и полезности (поскольку формиро- вание современной этики бизнеса происходит в рамках утилитарист- ской морали), основой толстовских движений было не развитие хозяйственных (или профессиональных) добродетелей, а совершенст- вование склада души через упорядочивание хозяйственной деятельно- сти, через организацию труда, согласно принципам философии Тол- стого. Таким образом, основная цель общины «Криница», прописанная в теоретической основе правил общины, это совершенствование . Под совершенствованием понимается справедливое существование (на ос- новании принципа личного физического труда); познание самого себя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=