ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

262 ем титула «в том особенном значении, которое приписывает ему Ии- сус» [Толстой, т. 24, 163]. Человек есть личность, в которой воедино совмещены разнородные сущности – «плоть от плоти и дух от духа» [Толстой, т. 24, 162]. Дух человека это зачатый от Бога небесного и сошедший от Него сын духа. «Сын человеческий» таким образом, обозначает «дух, сын духа в человеке». Толстой показывает, что значение Сына человеческого, согласно Евангелию, не в том, чтобы терминологически догматизировать во- прос личности Христа, а в том, чтобы через учение Христа о Сыне че- ловеческом раскрыть каждому человеку его непосредственное место в Боге (напр. Ин 14:2). «В чем моя вера»: «По учению Христа, жизнь вечная продолжа- ется в Сыне Человеческом, и для сохранения ее нужно соблюдать за- коны Христа, выражающие волю Бога для всего человечества» [Тол- стой, т. 23, 397]. Бог является источником жизни и началом духа, живущего в чело- веке. Учением Христа Он говорит человеку о непосредственной воз- можности иметь жизнь безвременную, вечную, неуничтожимую смер- тью. Иисус говорит Никодиму, что Бог дал людям «сына своего – жизнь» [Толстой, т. 24, 166] не для погибели, не для того, чтобы жизнь эта в людях пропадала, а для того, чтобы она была вечной, невременно́й. В связи с различием форм, в которых Бог проявляет Себя, Тол- стой делает функциональное уточнение теологических понятий: «Надо помнить, что все эти названия: 1) Бог, 2) дух, 3) сын Бо- жий, 4) сын человеческий, 5) свет и 6) разумение — имеют одно и то же значение и употребляются соответственно отношения, в котором находятся с предметами речи. Когда говорится о том, что это есть на- чало всего, — оно называется Бог; когда говорится, что оно противо- положно плоти, — оно называется дух; когда о нем говорится по от- ношению к его источнику, — оно называется сын Божий; когда говорится о проявлении его, — оно называется сын человеческий; ко- гда говорится о соответственности его разуму, — оно называется свет и разумение» [Толстой, т. 24, 168]. Вера в Сына человеческого определяет человека как сына Бога. В Ин. 9:35 переведено по средневековым манускриптам Textus Receptus «веруешь ли в Сына Божия?» (используется в Синодальном переводе). Научные издания Nestle-Aland и Westcott-Hort приводят «веруешь ли в Сына человеческого?» В комментарии к Мф. 11:27 Тол- стой отмечает этот отрывок как первый, в котором Иисус отождеств- ляет Себя с Сыном человеческим и понимает Себя не как Иисуса из

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=