ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

256 и насытиться, должны тосковать и веселиться, каждый из этих людей – с таким же прошедшим, с такими же страстями, с такими же мыслями, поэтому задача состояла в том, чтобы сделать доброе людям, посвя- тить им много времени и заботы. В первых главах трактата «Так что же нам делать?» Толстой опи- сывает посещение Ляпинского бесплатного ночлежного дома, его по- сетителей: голодных, оборванных, жалких. Писателя мучает вопрос о том, что при виде этого голода, холода и унижения тысячи людей, он своим присутствием и невмешательством совершает преступление. Посетив Ржанов ночлежный дом, увидев «притон самой страшной ни- щеты», Толстой всех жителей этого дома разделил на три категории: «люди, потерявшие свое прежнее выгодное положение и ожидающие возвращения к нему (такие люди были и из низшего, и из высшего со- словия); потом, распутные женщины и дети» [Толстой, 1937, 205]. Особое отношение у Толстого было к детям. Он стремился спа- сать погибающие невинные существа. Писатель, спасая 12-тилетнего мальчика, попросил знакомого сапожника взять его в ученики. Каково же было удивление Толстого, когда он узнал, что этот мальчик не за- хотел работать и исчез. Мальчик был испорчен тем, что он узнал воз- можность веселой жизни без труда, что он отвык работать. Следовал вывод: человека недостаточно накормить, его надо «научить жить, то есть меньше брать от других, а больше давать». В главах трактата писатель передает свои чувства и мысли, воз- никшие после встреч с обитателями Хитрово рынка, Ляпинского и Ржанова ночлежных домов, он размышляет о причинах их бедствий и горя, рассказывает, какие надежды возлагал он на свою статью «О переписи в Москве», и как они были разбиты бессердечием окру- жающих. «Со стороны же содействия мне благотворителей произошло очень для меня странное и неожиданное. Изо всех тех лиц, которые обещали мне денежное содействие и даже определяли число рублей, ни один не передал мне для раздачи бедным ни одного рубля» [Тол- стой, 1937, 221]. Сколько горечи, стыда и раскаяния испытал писатель, увидев и поняв, что с помощью барской благотворительности никогда не удастся накормить всех голодных и приютить всех бездомных. Толстой размышляет о пользе благотворительности. Он хотел помогать несчастным только потому, что у него были деньги. Это де- лали многие помещики, заставляя тем самым одних крепостных слу- жить другим. Писателю стала ясна та нелепость, которую он хотел делать, – помогать бедным посредством взыскания с бедных. Он уви- дел, «что деньги сами по себе не только не добро, но очевидное зло,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=