ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

255 жгучие вопросы политического и духовного развития современной ему эпохи. Публицистические и художественные произведения, днев- ники, переписка отражают напряженную умственную жизнь писателя. Широта его морально-этических и идейных интересов необычайна. Но все сосредоточено на главном – раздумье над судьбами народа. Публицистические произведения Толстого посвящены описанию встреч писателя с людьми городских низов, того «дна жизни», с кото- рым он впервые познакомился, посещая Ляпинский, Ржанов и другие ночлежные дома, как участник переписи московского населения, про- водившейся в 1882 году. Трактат «Так что же нам делать?» начинается примечательным признанием Толстого: «Я всю жизнь прожил не в городе. Когда я в 1881 году переехал на житье в Москву, меня удивила городская бед- ность. Я знаю деревенскую бедность, но городская была для меня нова и непонятна.» [Толстой, 1937, 182]. Писатель немедленно написал ста- тью «О переписи в Москве», в которой призывал людей достаточных классов помочь впавшим в нищету жителям городских трущоб встать на ноги. В этой статье Толстой ставит цель об исследовании жизни жителей, «чтобы вывести законы социологии и на основании этих за- конов учредить лучше жизнь людей» [Толстой, 1937, 173]. В статье подчеркивается проведение переписи для науки и для общества, для последнего – это зеркало, в которое посмотрится все общество и каж- дый, живущий в этом обществе. Толстой обращается к христианским истокам благотворительности, напоминая, что нет ничего важнее че- ловеческой жизни, и отношения людей к нищете, страданиям людским есть корень, основа всего. Писатель убежден, что нет у людей ни од- ной обязанности: ни личной, ни семейной, ни общественной, ни госу- дарственной, кроме той, чтобы в Москве не было ни одного голодного, несчастного, задавленного судьбой человека. Толстой размышляет о том, как помочь обездоленным. При пере- писи богатые предлагали деньги для нуждающихся, только бы не идти в трущобы и не соприкасаться с нищими. Но великий гуманист иначе понимает добро. «… это значит делать то, что хорошо для человека, чтобы делать добро, не деньги нужны, а нужна, прежде всего, способ- ность хоть на время отречься от условности нашей жизни» [Толстой, 1937, 177]. Толстой в это статье предлагает руководителям и счетчикам по переписи проводить работу для добра тех людей, которые в нем нуж- даются, оказывать жителям помощь, всем, кому она необходима. Но эти люди, понимает писатель, кроме желания укрыться от холода

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=