ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

253 относил картины художников-символистов, почти все камерные и оперные музыкальные произведения Бетховена, Шумана, Берлиоза, Листа, Вагнера [Толстой, 1985, 251–253]. Суровой критике подвергал писатель как многих авторов, так и их произведения. В дневнике он писал: «Но признанные гении производят или точно великие произве- дения, или совсем дрянь: Шекспир, Гете, Бетховен, Бах и др.», «…есть много произведений знаменитых художников ниже всякой критики, и много ложных репутаций, случайно получивших славу: Данте – Шекспир…» [Толстой, 1985, 524-526]. К «дурному искусству» Толстой причислял Девятую симфонию Бетховена [Толстой, 1985, 254]. К «грубым, диким и часто бессмысленным» произведениям – творения Софокла, Еврипида, Эсхила, Аристофана, Тассо, Мильтона. В живопи- си – всего Рафаэля, Микеланджело с его «Страшным судом», в музыке – всего Баха и других творцов. По мнению Толстого, существование плохого, вредного искусст- ва и огромного количества никуда не годных произведений в большей степени обусловлено неверной, порой даже пагубной практикой обу- чения искусствам. В работе «Что такое искусство?» мыслитель выра- зил убеждение, что художественные школы губительны для искусства, у будущего музыканта, живописца можно выработать профессиональ- ные навыки, но невозможно научить его передавать другим людям испытанные им как художником чувства. Но, развивая свою мысль, Толстой в то же время, как мы это уже видели, не отвергал необходи- мость существования при всех начальных школах классов рисования и музыки, где ученики, пользуясь образцами, могли бы совершенство- ваться в своем искусстве [Толстой, 1985, 220–223]. Понимал он и не- обходимость наличия определенной степени образованности для по- нимания искусства. Об этом свидетельствует его запись в дневнике: «Всякое произведение искусства только тогда произведение искусства, когда оно понятно – не говорю всем, но людям, стоящим на известном уровне образования, том самом, на котором стоит человек, читающий стихотворения и судящий о них» [Толстой, 1985, 524]. Таким образом, Л. Н. Толстой создал свою концепцию настояще- го – «истинного» – искусства, он считал, что «совершенным произве- дением искусства будет только то, в котором содержание будет значи- тельно и ново, и выражение его вполне прекрасно, и отношение к предмету художника вполне задушевно и потому вполне правдиво» [Толстой, 1985, 107]. Великий мыслитель, писатель и педагог Л. Н. Толстой представ- лял себе искусство будущего как искусство, которое «…будет состоять

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=