ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
252 знавался, что любовался во время прослушивания музыки Бетховена его отдельными импровизациями [Толстой, 1985, 230], что получил приятное, ясное и сильное музыкальное впечатление «от мелодий Баха (его арии), Гайдна, Моцарта, Шопена – там, где их мелодии не загро- мождены усложнениями и украшениями, и того же Бетховена раннего периода…» [Толстой, 1985, 235–236]. В этой же работе, раскрывая свое понимание искусства, его сущности и особенностей художест- венного восприятия и рассматривая искусство как «одно из проявле- ний духовной жизни человека…», Толстой писал: «Осуждать новое искусство за то, что я, человек воспитания первой половины века, не понимаю его, я не имею права и не могу; я могу только сказать, что оно непонятно для меня» [Толстой, 1985, 203]. Аргументировал дан- ную мысль Толстой словами: «…Одно из главных условий художест- венного творчества есть полная свобода художника от всякого рода предвзятых требований» [Толстой, 1985, 224]. Л. Н. Толстой также выражал убеждение, что художественному мастерству следует учиться, что достичь высокой художественности создатель искусства может, лишь овладев техническими приемами конкретного вида искусства, приобретя профессиональное мастерство: «Для того чтобы то, что говорит художник, было выражено вполне хорошо, нужно, чтобы художник овладел своим мастерством так, что- бы, работая, так же мало думал о правилах этого мастерства, как мало думает человек о правилах механики, когда ходит» [Толстой, 1985, 106]. «Для того же, чтобы люди, рожденные художниками, могли уз- нать выработанные прежними художниками приемы различных родов искусств, должны существовать при всех начальных школах такие классы рисования и музыки – пения, пройдя которые всякий дарови- тый ученик мог бы, пользуясь существующими и доступными всем образцами, самостоятельно совершенствоваться в своем искусстве» [Толстой, 1985, 222–223]. С другой стороны, Л. Н. Толстой, различая, на основе собствен- ных критериев, искусство плохое, несущее вред, и искусство хорошее, истинное, настоящее, плохим считал искусство, непонятное большин- ству. Хорошее искусство, по мнению писателя, должно передавать чувства, доступные каждому человеку. В музыке – это произведения, которые не «загромождаются гармоническими, ритмическими и орке- стровыми усложнениями», к ним, за исключением немногих образцов «ученой» музыки, следует отнести народные песни разных народов. В изобразительном искусстве – орнаменты. Все остальное должно быть признано «дурным искусством». К нему Толстой, в частности,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=