ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

251 А. Н. Скрябиным, И. Н. Крамским, И. Е. Репиным, Н. Н. Ге и другими. Он наслаждался исполнением музыки приезжавшими в Ясную Поляну пианистами А. Б. Гольденвейзером, К. Н. Игумновым. Л. Н. Толстой был убежден в высоком назначении, важной роли искусства в жизни человека и общества. Он утверждал, что искусство есть «одно из средств различения доброго от злого – одно из средств узнавания хорошего» [Толстой, 1985, 518]. Оно вытесняет «чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей более добры- ми, более нужными для этого блага» [Толстой, 1985, 242] и служит средством душевного единения с другими [Толстой, 1985, 239]. Вместе с тем, нельзя сказать, что приведенное выше суждение Толстого об искусстве является исчерпывающим и всецело иллюстри- рует его художественно-эстетические позиции. Как показывают остав- ленные мыслителем письменные свидетельства, относился к искусству он неоднозначно, неодинаково оценивая художественное творчество разных эпох, направлений, стилей, а также отдельные произведения тех или иных художников, драматургов, композиторов. Различным было отношение писателя к искусству и в разные периоды его жизни. В период «душевной ломки» 1856–1859 годов Толстой в своих по- вестях «Альберт» и «Люцерн» развивал мысль о спасительной роли ис- кусства, которое для него в этот период – единственное прибежище, укрывающее от жизненных невзгод. После духовного кризиса 1870- 1880-х годов и перелома в мировоззрении мыслитель и педагог Толстой стал предъявлять к искусству весьма высокие и свои особые требования. Критерии оценки Толстым искусства базировались теперь на вы- строенной им собственной эстетической теории, включавшей вопросы назначения искусства, его понимания и оценки; проблемы содержания и формы в искусстве, различения искусства плохого, даже вредного, и истинного, полезного. Однако взгляды Л. Н. Толстого и в этот пери- од не лишены противоречий. С одной стороны, Толстой утверждал, что искусство тем-то и от- личается от рассудочной деятельности, что «действует на людей неза- висимо от их степени развития и образования, что прелесть картины, звуков, образов заражает всякого человека, на какой бы он ни нахо- дился степени развития» [Толстой, 1985, 205–206]. Льву Николаевичу нравились произведения композиторов – создателей серьезной и до- вольно сложной музыки, таких как Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Ф. Лист, Ф. Мендельсон. Толстой с удовольствием слушал исполнение Танее- вым «Аппассионаты» Л. ван Бетховена, симфоний В. А. Моцарта. В работе 1897–1898 гг. «Что такое искусство?» Лев Николаевич при-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=