ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

248 Антимилитаризм Л. Н. Толстого не был сиюминутной реакцией на начало войны с Японией. Мы указывали, что « антимилитаристские идеи пронизывают практически все творческое наследие Л. Н. Толсто- го. В ранних работах они почти не заметны, а в поздних – становятся одной из основополагающих тем» [Слобожанин, 2014, 308]. Антими- литаристские идеи, по сути, являются внешнем выражением требова- ния перехода от телесной жизни к жизни духовной, о чем обстоятельно пишет Е. Д. Мелешко в монографии «Христианская этика Л. Н. Толсто- го»: «Принцип непротивления выражает при этом ту грань, которая отделяет телесную жизнь от духовной жизни, намечает переход от вещного к духовному бытию» [Мелешко, 2016, 2]. Резкая критика действий русского правительства всемирно из- вестным оппозиционером была бы воспринята японской пропагандой: статья «Л. Н. Толстого появилась в социалистической газете «Хэй- мин». Умеренные японские социалисты, придерживавшиеся пацифи- стской ориентации, поддержали воззвания Л. Н. Толстого, основанные на христианском гуманизме в сочетании с буддизмом, которым рус- ский писатель весьма ценил [Богомазова, 2012, 67]. Один из редакторов «Хэймин», социалист-христианин Абэ Исоо, в 1904 г. отправил в Ясную Поляну выпуски газет с переводом «Оду- майтесь!» и со статьями об идеях Толстого, сопроводив их приветст- венным письмом. «Миссия Толстого как литератора или религиозного проповедника, – говорилось в одном из номеров, – сильнее всего бро- сается в глаза в его протесте против войны. Для него нет различия ме- жду русскими и японцами. Поэтому он обличает обе стороны в ответ- ственности за эту кровавую войну» [Молдняков, 2008, 67]. 5 ноября Лев Николаевич написал Абэ Исоо, заочно назвав его «дорогим другом»: «Хотя я никогда не сомневался, что в Японии очень много разумных, нравственных и религиозных людей, отрица- тельно настроенных к ужасному преступлению – войне, происходящей между обоими обманутыми и одураченными народами, я все же был рад получить этому доказательство. Большая радость для меня узнать, что в Японии у меня есть друзья и сотрудники, с которыми я могу быть в дружеском общении».4 апреля 1906 г. Рока отправился в дале- кое путешествие, кульминацией которого должна была стать встреча с «яснополянским старцем». Множество людей из разных стран ехали и шли к Толстому – кто из любопытства, кто в надежде услышать ответ на важнейшие экзи- стенциальные вопросы. Лев Николаевич принимал практически всех, а поклонение ему стало принимать религиозный характер. Одним из

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=