ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

244 отчетливо проявляется в представленном фрагменте. На наш взгляд, содержание реплик героини выражено в форме несобственно-прямой речи, в которой совмещены и модальный план персонажа, и оценоч- ное отношение автора-повествователя, и модус третьего лица (докто- ра), не участвующего в актуальной речевой ситуации. Авторский мо- дальный план выражен и графически – скобками, оформляющими вставную конструкцию, что в третьеличном нарративе встречается достаточно редко при передаче чужой речи в форме несобственно- прямой, которая предполагает воссоздание внутренней, а не внешней речи. Внешняя речь Наташи Ростовой представлена в восприятии Ма- рьи Болконской, участвующей в данной речевой ситуации. Определяя семантический центр высказывания, в котором выражена ан- титеза «жизнь – смерть», писатель заменяет несобственно-прямую речь пря- мой, что позволяет эксплицировать эмоциональное состояние персонажей: − Но два дня тому назад, − начала Наташа, − вдруг это сдела- лось…− Она удержала рыданья. – Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал. − Ослабел? похудел?.. – спрашивала княжна. − Нет, не то, но хуже. Вы увидите. Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может, не может жить… потому что… Прямая речь героини содержит выделенное указательное место- имение «это», на которое падает логическое ударение. Семантическая емкость местоимения позволяет ему актуализировать один из аспектов эмоциональной ситуации, предшествующей речевому акту, и каузиро- вать последующие художественные события. Таким образом, анализ одного из фрагментов позволяет нам го- ворить о том, что Л.Н. Толстой воплощает в тексте романа идею при- оритета внутреннего, духовного, вызывающего положительные эмо- тивно-оценочные смыслы, над внешним, физическим и материальным, что, вероятно, можно считать русской национальной идеей. Литература Гадамер Г.-Г. Семантика и герменевтика // Гадамер Г.-Г. Акту- альность прекрасного.– М.: Искусство, 1991.– С. 60–71. Коростова С. В. Эмотивно-оценочные смыслы в русском худо- жественном тексте: монография [Текст] / С. В. Коростова: Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону, 2014. Малычева Н. В. Художественный текст в аспекте категории персональ- ности // Современный русский язык: коммуникативно-функ-циональный аспект: Учеб. пособие.−Ростов н/Д: РГПУ, 2003.– С. 240–245.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=