ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
243 Общая смысловая доминанта текста романа Л. Н. Толстого «Вой- на и мир» может осознаваться как противопоставление между внеш- ним и внутренним, ложным и истинным. Причем в контексте романа контраст обеспечивает изображение целостной художественной кар- тины мира или избранного фрагмента в его целостности. Именно це- лостность как основное свойство художественного текста позволяет увидеть в отдельном фрагменте общую языковую и концептуальную динамику макротекста. Эпизод романа «Война и мир» из первой части четвертого тома связан со смертельным ранением князя Андрея Болконского. В этой критической, эмоционально насыщенной ситуации четко определяют- ся основные языковые концепты и эмотивно-оценочные смыслы рома- на: внешнее и внутреннее (жизнь и смерть, форма и содержание, речь и мысль). Причем внутреннее оценивается автором позитивно, внеш- нее, показное – негативно. Диалог Наташи Ростовой и Марьи Болконской представлен и в форме прямой, и в форме косвенной речи. Однако внешняя речь ока- зывается менее значимой, информативно ненасыщенной. Именно по- этому в прямой речи героев преобладают лексические, семантические и синтаксические повторы, контекстуально неполные предложения, которые призваны выразить эмоциональное состояние персонажей: Княжна Марья поняла всё. Но она все-таки надеялась и спросила словами, в которые она не верила. − Но как его рана? Вообще в каком он положении? − Вы, вы… увидите, − только могла сказать Наташа. В финале XIV главы представлен монолог Наташи Ростовой. На первый взгляд, перед нами косвенная речь, для которой типична структура изъяснительного предложения. Однако автор дает почти дословное воспроизведение высказывания исходного говорящего – героини (лексические повторы, разговорные формы в Тройце, опас- ность миновалась и под.): Наташа рассказывала, что первое время была опасность от го- рячечного состояния и от страданий, но в Тройце это прошло, и док- тор боялся одного – антонова огня. Но и эта опасность миновалась. Когда приехали в Ярославль, рана стала гноиться (Наташа знала всё, что касалось нагноения и т.п.), и доктор говорил, что нагноение мо- жет пойти правильно. Сделалась лихорадка. Доктор говорил , что лихорадка эта не так опасна … Полимодальность, партитурность текста романа как нельзя более
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=