ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

242 Любые эмоции воспринимаются читателем-интерпретатором в виде информации о чувствах и оценках автора или персонажа худо- жественного произведения, именно поэтому в системном описании эмотивно-оценочных смыслов особенную значимость приобретает характер авторства художественного текста и его фрагментов. Эмо- тивно-оценочный компонент смысла представляет собой неоднород- ное, сложное когнитивно-семантическое и коммуникативно-прагма- тическое образование, которое является частью коннотации и может состоят из нескольких эмотивных сем, фразеологизма, предложения. Смысловое содержание языкового знака – это всегда результат творче- ского ментального процесса, так как формируется в неповторяющихся ситуациях и воплощает в себе соотнесение ситуации с внутренней мо- делью мира, хранящейся в сознании человека. Смысл генетически свя- зан с эмоционально-оценочными переживаниями, которые формируют в художественном тексте отношение автора и читателя к внутреннему и внешнему миру. Эмотивно-оценочные доминанты смысла включают эмотивность и оценочность как компоненты коннотации слова, фра- зеологизма, предложения, а также потенциальную эмотивность языко- вых единиц, реализуемую в художественном контексте. С точки зрения субъекта эмоционального состояния процесс верба- лизации эмоций не имеет своей целью коммуникацию как обмен инфор- мацией, как взаимодействие, хотя эмоциональные переживания пронизы- вают все стороны жизни человека, в том числе и общение. Появление и проявление интенций говорящего в процессе выражения эмоций пере- водит сам акт из эмоционального в коммуникативный, предполагающий воздействие на адресата, тем самым переводя его в игру, в которой нет места истинным эмоциям. В романе «Война и мир» есть эпизод, в кото- ром писатель представляет эмоциональное состояние персонажа, наме- ренно нарушая установленный сценарий ситуации: «Она вынула платок и заплакала» (т.1, гл XI). Знаток человеческих характеров, Л. Н. Толстой всего одной фразой рисует образ героини, для которой лицемерие и ложь стали жизненными принципами. Поскольку общие фоновые знания, позволяющие интерпретиро- вать ситуацию, содержат информацию о последовательности действий и о семиотике эмоциональных проявлений − плач как невербальный компонент ситуации содержит преимущественно негативную инфор- мацию, которая может явиться для адресата сигналом о сочувствии, − то «неправильный эмоциональный сценарий» свидетельствует о пред- намеренности выражения эмоций и, следовательно, об их ложности [Коростова, 2014, 42].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=