ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

241 Говоря о категориальном аппарате художественного текста, мы связываем ее с содержательными, или концептуальными категориями, характеризующими отражение в тексте объективной действительно- сти, прежде всего с категорией образ автора. Нельзя не согласиться с Н. В. Малычевой в том, что «ведущее место занимает концептуаль- ная категория − образ автора (персональность), так как в самом спосо- бе организации художественного текста усматривается определенный угол зрения, определенная система авторских оценок, которые и со- ставляют содержание категории персональности как сверхкатегории. Категория персональности (образ автора) является базовой, основопо- лагающей категорией, задающей специфику остальных текстовых ка- тегорий и пронизывающей все текстовое пространство» [Малычева, 2003, 241]. Образ автора объективно существует в художественном тексте независимо от воли самого автора, причем релевантным в этом понятии является текстовая реализация языковой личности. Процесс интерпретации текста, понимания, ставший предметом рас- смотрения герменевтики, предполагает определенное намерение иденти- фицировать интеллектуальные и эмоциональные составляющие языковой личности создателя текста с существующими в сознании интерпретатора концептуальной и языковой картинами мира. Один из авторитетных пред- ставителей философской герменевтики XX века Х.-Г. Гадамер справедли- во утверждает, что в попытке понять текст «…мы не переносимся в душу автора, в ее устройство или конституцию, и уж если говорить о том, чтобы «переноситься», то мы переносимся в то, что он подразумевает как смысл. <…> Задача герменевтики – прояснить это чудо понимания, а чудо заклю- чается не в том, что души таинственно сообщаются между собой, а в том, что они причастны к общему для них смыслу» [Гадамер, 1991, 63]. Обращение к эмотивно-оценочным смыслам в содержательной структуре русского художественного текста, к анализу языковых про- екций эмоционального состояния субъекта речи объясняется прежде всего недостаточным систематическим описанием эмотивности и оце- ночности с позиций художественной коммуникации, определения роли в ней функционально значимых семантических классов эмотивных единиц, коннотативные компоненты которых детерминированы лин- гвокультурологическими, когнитивными основаниями, отраженными в художественном пространстве как диалогическом взаимодействии разных субъектно-ментальных и речевых планов. Русская художест- венная литература, в силу более позднего формирования по сравнению с европейской, заставляет читателя удивляться окружающей действи- тельности, прочувствовать каждое ее событие.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=