ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

240 Итак, рассмотренные примеры позволяют утверждать, что приемы, характерные для стиля Л. Н. Толстого в целом, в рассказе «После бала» используются героем-повествователем, становясь характерной чертой его речи. Благодаря им, речь Ивана Васильевича, с одной стороны, эмо- циональна и ярка, а с другой – глубока и нетороплива, что опять-таки является отличительной чертой речевой манеры самого автора. Именно так может говорить пожилой умный человек, стремящийся ненавязчиво, но убедительно донести до собеседников важные для него идеи и мыс- ли, которые, безусловно, близки автору произведения, «подарившему» своему герою излюбленные черты собственного стиля. ЭМОТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СМЫСЛЫ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»: ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ С. В. Коростова Ростов-на-Дону, Россия Ключевые слова: эмоции, образ автора, эмотивно-оценочный смысл, смысловая доминанта художественного текста. Аннотация. Статья посвящена исследованию эмотивно-оценочной смысловой доминанты романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Представлен анализ одного из фрагментов текста романа, позволяющий установить осо- бенности языковой и концептуальной художественной картины мира, специ- фику репрезентации эмоционального состояния персонажей. Эмотивная функция языка непосредственно связана с личностной оценкой реальной или виртуальной действительности, отраженной в художественном тексте. Внутренняя жизнь человека, его эмоции все- гда были частью художественного пространства. Эмоции одновремен- но объективны, так как воспринимаются, осознаются и подвергаются категоризации, «опредмечиваются» в языке, и субъективны: процесс концептуализации эмоций включает и индивидуальный опыт лично- сти, и жизненный контекст в его интерпретации коллективным созна- нием, причем способы актуализации эмотивных состояний в художе- ственном тексте отражают и жизненный опыт, и национально-менталь- ные особенности субъекта речи.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=