ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

237 ектам, которые интересуют автора-повествователя. Подобные грамма- тические построения используются писателем в других произведени- ях. Например, в романе «Анна Каренина»: Дарья Александровна, в кофточке и с пришпиленными на затылке косами уже редких, когда- то густых и прекрасных волоса с осунувшимся, худым лицом и боль- шими, выдававшимися от худобы лица, испуганными глазами, стояла среди разбросанных по комнате вещей…; Вронский удовлетворял всем желаниям матери. Очень богат, умен, знатен, на пути блестящей военной карьеры и обворожительный человек. Еще одной особенностью стиля Л. Н. Толстого является повтор. Его активно использует в своей речи Иван Васильевич. Это может быть повтор внутри одной конструкции: После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что был, казалось, бе с- конечно счастлив , счастье мое все росло и росло ; Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на не- го с другой стороны, и опять с этой, и опять с той; Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная , именно величественная (актуализация повтора здесь происходит также благодаря использованию частицы); Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, не- много не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках Нужно заметить, детали Варенькиного костюма будут еще не раз упомянуты в тексте ( белое платье с розовым поясом будет ви- деть герой, когда Варенька танцует не с ним, белые атласные ножки появятся в сцене описания танца дочери и отца, белый дешевенький веер подаст ей рассказчик после мазурки). Также в облике ее отца бу- дут подчеркнуты белые усы и бакенбарды , на которые обращает вни- мание Иван Васильевич при первом описании портрета, а затем во время сцены наказания татарина. Повтор одного и того же слова или однокоренных слов в сосед- них конструкциях: А было то, что был я сильно влюблен . Влюблялся я много раз, но это была самая моя сильная любовь ; А дело в том, что во время этой моей самой сильной любви к ней был я в последний день масленицы на бале у губернского предводителя, добродушного ста- ричка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добро- душная , как и он, жена его в бархатном пюсовом платье…; Мы ниче- го не говорили о любви . Я не спрашивал ни ее, ни себя даже о том, любит ли она меня. Мне достаточно было того, что я любил ее. Это может быть повтор характеризующей детали в разных пред- ложениях и даже разных частях текста. Так, уже при первом описании

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=