ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
236 героями, поэтому они должны восприниматься читателем просто как некие собравшиеся, что позволяет и себя почувствовать одним из них – так Л. Н. Толстой «возвращает» историю, изложенную в рассказе, в жизнь) – построена по модели «наставник-ученики». Однако «на- ставник» стремится не к назидательной лекции, а к тому, чтобы как можно более наглядно и доступно передать слушающим свои чувства, впечатления и ощущения. Ему необходимо так построить монолог, чтобы воспринимающие речь сами смогли понять, какие сильные эмо- ции владели рассказчиком и насколько резким оказался контраст меж- ду событиями, произошедшими во время бала и сразу после него. Именно эта задача определила структуру, форму и стиль повест- вования, что находит свое выражение фактически на всех языковых уровнях. Здесь нам подробнее хотелось бы остановиться на некоторых особенностях речевой манеры героя-повествователя, которые, на наш взгляд, сближают его стиль изложения и манеру вести монолог со сти- лем самого автора. Очевидно, что для создания подробного описания портретов, ин- терьера, обстановки традиционно используются имена прилагательные (часто с оценочным значением): ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных блестящих глаз, и всего ее милого, молодого су- щества (о Вареньке); Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик; бил по лицу малорослого, слабосильного солдата; высокая, статная фигура полковника и т.п. Для того чтобы собеседники нагляднее представили себе картины и события минувше- го, Иван Васильевич прибегает не к одиночным прилагательным- определениям, а строит целые однородные ряды, позволяющие раз- вернуть характеристику: повторяли …неприятную, визгливую мело- дию; видел только высокую, стройную фигуру в белом платье; с от- крытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и т.д. Если роль прилагательных особенно значима, то они используются в тексте в качестве именной части сказуемых: Но в молодости, восемна- дцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величествен- ная, именно величественная; Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского; Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро; Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами… Такие типы конструкций вполне закономерны в тексте-описании, так как позволяют дать подробную и полную характеристику тем объ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=