ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

227 Следует указать, что в были «Архиерей и разбойник» Толстым показано раскаяние вора в ответ на добрый поступок обиженного им священника. Это иное композиционное представление той же автор- ской мыли о созидательной и облагораживающей силе бескорыстного добра. Жанрово быль напоминает религиозные рассказы; в их канонах выдержан и ее язык. Еще один вариант композиционно-сюжетного воплощения той же темы представлен в были «Жилетка», где финал ясно прочерчен, а стиль воспроизводит устный народный рассказ. Как указано выше, одним из главных принципов языкового оформления произведений для народа (и для детей в особенности) Толстой считал «отсутствие болтовни», т.е. изложение естественное, точное. Это вовсе не означает игнорирование художественности. Ху- дожественный эффект должен наступать не от нарочитого языкового украшательства, а от синтеза простого и органичного языка с хорошо обдуманной автором идеей. Особенно это касается различного рода природных описаний, которые виделись Толстому как приложение естественного опыта к учению. А «приложения естественных наук ежели возможны, то требуют огромного жизненного изучения, а при- ложения поверхностных знаний всегда ошибочны, вредны…» [Тол- стой, 1964, 369]. Толстой дает такие образцы пейзажных зарисовок, которые со- ставляют традицию (подчас неосознанную) в русской литературе. Примером может служить описание «Какая бывает роса на траве». КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ (Описание) Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в тра- ве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его. Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька ска- тится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стеб- ля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется. Толстой создает поэзию в прозе, используя самые простые слова и элементарные синтаксические конструкции. И за этой природной поэзией простоты встает целая литературная традиция народных по- этов второй половины XIX в.: И. И. Сурикова, А. Н. Плещеева, И. С. Ни-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=