ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

224 искусственного и лишнего; Эзоп же образец лаконизма»» [С. Л. Тол- стой, 1968, 39]. Рассмотрим обозначенные языковые принципы на примерах из «Второй книги для русского чтения» – одной из частей первоначаль- ной «Большой азбуки». Толстой замечательно писал о простом, но необыкновенно мет- ком народном слове, которое незаменимо в произведениях для детей. Такое слово, по его мнению, идеально способны подобрать сами дети. Толстой пишет: «Нужно советовать не пестрить язык, а писать хоро- шим русским языком, что чрезвычайно трудно. Не нужно говорить: «Он был красивый такой», а говорить: «Он был красивый», не упот- реблять искусные перифразы с беспрестанным прибавлением частицы «то», для того чтобы сказать самую простую вещь, имеющую короткое и меткое название на нашем языке. Нам часто встречались подобные примеры при переделках книг и пересказах учеников. Например, вы рассказываете историю Петра Великого. Вы говорите: у Алексея Ми- хайловича было 3 сына – старшие два сына были хорошие и умные, не глупые – значит, бывает, окроме этого, еще этакая ловкость на всякие дела, – вот этой-то ловкости у них не было. Ученик рассказывает и говорит: у Алексея Михайловича было 3 сына. Старшие два были непроворные, а меньшой был ловок, – и одно слово это: непроворные – отпечатало для всякого русского человека образ Ивана Алексеевича» [Толстой, 1964, 366]. А вот пример подбора такого слова во «Второй книге для чте- ния». Толстой использует эзоповский сюжет «Лисица и виноград», который не раз перелагался на русском языке (включая известную и в художественном отношении чрезвычайно ценную басню И. А. Крыло- ва 1808 г.). Зачем Толстому понадобилось еще раз излагать этот сю- жет? Мы глубоко убеждены, что дело здесь как раз в подобном слове. Вспомним текст Толстого: ЛИСИЦА И ВИНОГРАД (Басня) Лисица увидала – висят спелые кисти винограда, и стала при- лаживаться, как бы их съесть. Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглу- шить, она говорит: «Зелены еще». Глагол прилаживаться необыкновенно уместен в данном кон- тексте. Он емко определяет возможные ухищрения Лисицы, но при этом не изображает эти действия, а возбуждает фантазию ребенка представить их (Как Лисица пыталась достать виноград?). По опреде-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=