ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

219 психические и интеллектуальные свойства человека, черты его харак- тера. Более приемлемым в данном случае было бы использовать слово духовный , узуально наделенное данным смыслом как основным. Одна- ко Толстой не делает этого. Тщательно относясь к выбору лексических средств, необходимых для наиболее точного выражения авторской идеи, писатель сознательно снабжает данное прилагательное несвой- ственным ему значением, которое еще более актуализируется на фоне параллельного употребления синонима духовный . Слово духовный встречается при описании предсмертных минут раскольника (одного из главных персонажей, представителя закона божеского, искавшего всю жизнь истинную веру и обретшего ее в по- следний миг своего существования): Старик раскольник умирал, и ду- ховному взору его открылось все то, чего он так страстно искал и желал в продолжение всей своей жизни [226]. Здесь духовный взор представляет собой нечто совершенно иное, чем рациональное, умст- венное познание. Это своего рода прозрение, дарованное свыше, пред- метом которого является истинная вера. Подобное словоупотребление, с одной стороны, актуализирует и выдвигает на первый план значение, связанное с Богом и верой, с другой, – стимулирует его трансформа- цию, обусловленную окказиональным включением синонимичных лексем в оппозиционные отношения: духовный противопоставляется Л. Н. Толстым душевному , как убеждение – знанию, чувственное по- знание – умозрительному, истинное – ложному. Подобное использование лексических единиц в несвойственных им значениях, включение их в непривычные отношения является од- ним из способов реализации лежащей в основе авторского замысла повести несовместимости, противоположности божеского и человече- ского. Таким образом, употребляя прилагательные душевный – духов- ный в качестве антонимов, писатель последовательно воплощает идею, отраженную в названии, при характеристике героев, выступающих в повести антагонистами: с одной стороны, старика, ищущего бога и истинную веру, с другой – Меженецкого, не задумывающегося о ве- ре, подменяющего суть этого понятия террористическими лозунгами, формально противостоящего существующему укладу жизни, а факти- чески являющегося его сторонником. Литература Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка [Текст] / З. Е. Александрова. – М.: Рус. яз., 2001.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=