ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

213 сти» , не с малых лет, а «сызмальства» . Вчитываясь в рассказ, узнаем о нелегкой повседневной жизни простых крестьян, повествуя о кото- рой, автор использует обиходно-бытовую лексику: «он [Алеша] овец и корову стерег на выгоне, а еще подрос, стал лошадей стеречь и в денном и в ночном» . Данный эпизод помогает не только лучше по- нять характер главного героя, но и на его примере попытаться осознать особенности русского характера, что становится началом лингвокуль- турологического исследования [Токарев, 2009, 24]. В. А. Маслова справедливо заметила, что «Л. Толстой не просто передает ... информацию», а «выбирает слова и выражения таким обра- зом, чтобы вызвать у читателя запланированное автором определенное оценочное отношение и переживание, определенные чувства и эмоции» [Маслова, 1992, 139]. И касается это замечание того, как Л.Н. Толстой описывает внешность и характер главного героя рассказа, как будто на- меренно подбирая стилистически сниженные слова и выражения. « Алешка был малый худощавый, лопоухий (уши торчали, как крылья), и нос был большой. Ребята дразнили: “У Алешки нос, как кобель на буг- ре” » . И здесь, конечно же, вооруженные опытом прочтения «Войны и мира», мы вспомним, что внутренне красивые, духовно богатые, лю- бимые писателем герои никогда не бывают красивыми внешне. Красота у Толстого категория особенная: внутреннюю, душевную красоту надо рассмотреть, она не должна бросаться в глаза, выпячивать себя. «…Как бы подтверждая народную мудрость, – «Не все то золото, что блестит», Толстой придает гармоничность внешних черт героям, лишенным внут- ренней гармонии. Л. Н. Толстой всегда отрицал поверхностный взгляд на человека, подчеркивая дела, а не слова; душу, а не лицо» [Романов, 2008, 46]. Здесь стоит отметить, что Алеша Горшок говорит мало, а вот работает, как сказали бы в старину, за десятерых. Находим в тексте под- тверждение этим словам. Для описания Алексея-работника автор ис- пользует прием антитезы, построенной на стилистической антонимии: «силы не было, а ухватка была» , «только на вид как плетень», а «жи- лист» . Нельзя не обратить внимание и на два ярких просторечных эпи- тета: Алеша работать был «лютой» и «завистливый» . Находим стили- стически нейтральные синонимы – «работящий, трудолюбивый». Вывод напрашивается сам собой: народная лексика точная, меткая, вырази- тельная, а ее умелое использование для создания образа героя говорит о мастерстве писателя. Нам открывается поэтическая функция языка, когда «самые обычные слова, далеко не образные по своему характеру, могут стать в литературном произведении не только семантически, но и эстетически значимыми, неповторимыми…» [Новиков, 1982, 135].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=