ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
201 Негативная семантика черного цвета усиливается в «Крейцеровой сонате». Позднышеву было неприятно в Трухачевском все, в том числе и его черные волосы. После того, как герой ранил кинжалом свою же- ну, красный цвет соединился с черным: светло-серое платье жены Позднышева стало черным от крови, что усилило ощущение непопра- вимости содеянного и неизбежность грядущей гибели жены. В «Дьяволе» бело-красная гамма при описании одежды вытесни- лась черно-красной не случайно: сочетание красного и черного «уси- ливает негативные стороны красного цвета, придает ему зловещий характер и с точки зрения древней магии символизирует злые силы» [Базыма, 2005, 20]. Герой стал везде видеть черные глаза Степаниды и ее красный платок; черно-красная гамма лишила Евгения последней попытки сопротивляться наваждению, – и он оказался во власти дья- вола. После самоубийства черно-красная гамма появилась при описа- нии героя: «<…> черная, теплая кровь хлестала из раны, и труп еще подрагивал» [Толстой, 1936 в, 514]. В черновиках повести «Дьявол» черные глаза любовницы стали блестящими, тело – желанным, с особым притягательным запахом, а само свидание было похоже на сакральный акт пантеистического растворения в природе [Толстой, 1936 в, 487]. Итак. Цветопись в повестях Толстого «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната» и «Дьявол» используется при описании одежды, внешности и психофизического состояния персонажей и воспроизво- дит сугубо негативную семантику. В «Смерти Ивана Ильича» лимити- рованная цветовая гамма, резко сужающаяся к концу повествования, отражает восприятие мира смертельно больным человеком, который знал о своей скорой смерти, страдал от равнодушия окружающих и одиночества и боялся исчезнуть в небытии. Цветовая палитра в «Крейцеровой сонате» и «Дьяволе» свидетельствует об общем не- благополучии мира, в котором пребывали герои, и соответствует ин- фернальной цветовой символике Ада, включающей белый, красный и черный цвета. В «Дьяволе» портретная характеристика включает цвет одежды персонажей, который во многом предопределял отноше- ние героя к происходящим событиям и сыграл роковую роль в его жизни. В «Крейцеровой сонате» и «Дьяволе» цветовая палитра 1) неразрывно связывает женщину и мужчину красной гаммой, став- шей символом разврата, 2) свидетельствует о невозможности человека самостоятельно, с опорой сугубо на свои силы вырваться из ловушек дьявола. Повести Толстого 1880-х годов созвучны христианскому кон- тексту русской литературы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=