ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
200 о его взаимоотношениях с любовницей, но не хотел отказываться от Степаниды. Особенно зловещую роль в «Смерти Ивана Ильича», «Крейцеро- вой сонате» и «Дьяволе» играет черный цвет при изображении одеж- ды, внешности и психофизического состояния персонажей. В сознании людей черный цвет – самый устрашающий: выступая как поглощение всех цветов, он символизирует ночной мрак, ассоциируется со злом, скорбью, забвением морали, маркирует позор и отчаяние; черный цвет связан и с одиночеством, сопровождаемым отчаянием и страхом смер- ти; порой черный цвет воплощает потребность в независимости; в хри- стианстве черный цвет принадлежит дьяволу. Черный цвет может вы- ступать и как природный символ земли; в Египте черный цвет означает возрождение и воскресение; у евреев (в Каббале) – понимание, царст- во; в геральдике этот маркирует благоразумие, мудрость, скромность, самоконтроль. В повестях Толстого 1880-х гг. нет положительной се- мантики черного цвета. В «Смерти Ивана Ильича» черный цвет рамки некролога задает минорный тон всему нарративу. Задолго до болезни, обустраивая свой дом, герой «запрограммировал» его на цветовую гамму, в которой преобладали черные и темные тона: Ивану Ильичу казалось, что такой цветовое оформление комнат придаст ему статусность в глазах окру- жающих. Когда герой неизлечимо заболел, черный цвет появился в портретной характеристике. Иван Ильич, заметив, как остолбенел шурин при встрече с ним, посмотрел на себя в зеркало и «стал чернее ночи» [Толстой, 1936 а, 89]. Герой отгородился от мира и начал погру- жаться в темноту, осознавая равнодушие окружающих, свое одиноче- ство и неизбежную смерть; мир виделся ему в черно-белой цветовой гамме с неуклонным доминированием черного цвета. Небольшие всполохи белого цвета, возникавшие перед глазами героя, становились все реже, приносили боль и растворились в черном цвете отчаяния и ужаса смерти. Прошлая жизнь представилась герою маленькой свет- лой точкой, которая, становясь все чернее, исчезала в темноте безна- дежности и непрекращающихся страданий. Для героя черный цвет начал все настойчивее соотноситься с навязчивым образом черного мешка, поглощавшего человека. В последние три дня перед смертью Иван Ильич ощущал себя барахтавшимся в черном мешке и понимал, что ему не спастись. Черный цвет стал показателем и душевного, и физического нездоровья героя: изначально Иван Ильич ценил в жиз- ни деньги и «подстраивался» под вкусы людей своего круга; заболев, стал завидовать чужому здоровью и ненавидеть людей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=