ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

20 своей цели как чистый и невиновный человек. Такое уподобление по- казывает, что мы не живем в этом мире вечно и только те, которые ищут чистоту, могут жить хорошо» [Зарринкуб, 1989, 135] 1 . «Мевлана также сравнивает душу и тело человека с одеждой и телом. То, что имеет значение – тело, а не одежда. При помощи такого уподобления, он показывает, что тело является одеждой души человека. Тело без души не имеет никакого значения и только душа человека все- гда вечна, даже после смерти; подобно тому, как тело существует без одежды. Поэтому нельзя бояться смерти»[Там же, 137]. Одной из причин страха смерти он считает страх от неизвестного. Но Мевлана думает, что переход человека от одного периода жизни к другому необходим для его духовного развития. Он объясняет этот перелом таким уподоблением: «Эмбрион, кормящий кровью матери, не знает все, что помогает ему продолжать свою жизнь, исходит из внешнего мира. Поэтому он не верит, что вне этого тес- ного мира, его ожидает другой светлый, красивый и просторный мир. Видимо его зависимость от крови матери лишает его отрады и наслаждения внешнего мира. Рождение и освобождение от этой тесной тюрьмы для него равносильно смерти» [Зарринкуб, 1989, 555–556]: Если бы плоду кто-нибудь сказал в утробе: «Есть снаружи целый мир, столь упорядоченный, Целая земля цветущая, обладающая длинной и шириной, в ней – сотня милостей и столько разной пищи, Горы, и моря, и степи, цветники, сады и посевы, Небо весьма высокое и полное сияния, солнце, луна и сотня звезд; С юга, севера и запада сады обретают свадебные пиршества и пиры! Невозможно описать ее чудеса, ты же в этой тьме почто подвергаешься испытаниям? Ты питаешься кровью в пытке тесноты, в заключении, посреди нечистот и страдания!» – Он (человек) по велению своего состояния отрицал бы [это], от этого [пророческого] послания отвернулся и не уверовал, Мол: «Это невозможно, это обман и заблуждение», – потому что нет никакого изображения в воображении слепца. 1 Перевод наш.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=