ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

199 чевским, стало для Евгения неопровержимым доказательством ее ви- ны. Герой начал видеть мир в красном цвете, что привело его к нерв- ному срыву и преступлению. Красный цвет в «Дьяволе» также тревожен и предвещает беду, что предчувствовала теща Иртенева, переживавшая за свою дочь. По- сле того, как беременная Лиза неудачно упала, ее мать «вязала боль- шое красное одеяло с таким видом, который ясно говорил, что после того, что было, миру быть не может» [Толстой, 1936 в, 504]. Восхищаясь притягательностью тела Степаниды, как будто бы специально выставленного напоказ, и красной паневой, Евгений «вме- сте с тем не мог оторвать от ее покачивающегося ловкой, сильной походкой босых ног тела, от ее рук, плеч, красивых складок руба хи и красной паневы, высоко подоткнутой над ее белыми икрами» [Тол- стой, 1936 в, 496]. Грамматически неправильно построенное предло- жение передает смятение чувств Евгения. Описание одежды красного цвета стало аналогом портретной ха- рактеристики Степаниды; «передвижение» ее паневы и платка сопро- вождалось чувственными деталями, направленными на дальнейшее соблазнение героя. Облик женщины как таковой исчез из поля зрения Евгения, и герой видел только яркое цветовое пятно и красный платок, ставшие для него воплощением и вечно женственного ( «<…> а вот две бабы, одна постарше и одна нарядная в ярко-красном платке, и что-то знакомое. Баба идет легко, бодро, и на руке ребенок» [Тол- стой, 1936 в, 492]), и неутолимого плотского влечения. Для Евгения усиление будораживавшего воздействия красного цвета произошло за счет наложения двух ярких цветовых пятен– красной паневы и красного платка любовницы, которые обрели статус одушевленных предметов, «самостоятельно» живших в пространстве и исполнявших свой танец соблазна. Сопряженный со Степанидой красный цвет затмил сознание Иртенева и искоренил его любые попытки сопротивляться соблазну. В красно-белую цветовую палитру, связанную со Степанидой, вплелись еще два ярких пятна – желтое и розовое (желтый расстегай, розовый растегай и красный платок), которые сразу же приковали к себе внимание героя и стали волновать его. Для Иртенева Степанида с ее яркой палитрой одежды стала воплощением волнующей живой жизни и неодолимого дьявольского соблазна. Степаниду и Евгения начал связывать красный цвет, и герой оказался еще больше причастен к дьявольскому искушению. Крас- ный цвет маркирует психофизическое состояние Иртенева, который неоднократно краснел от досады в связи с тем, что другие знали

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=